В центре Волгограда, на затрибунной части площади Павших Борцов революции ведется активное строительство храма Александра Невского. Уже вырыт котлован и вовсю заливается монолитная фундаментная плита. А 5 апреля состоится торжественная церемония закладки первого камня в основание будущего кафедрального собора. Но помимо радостных сообщений о набранных строителями темпах высказывается и множество аргументов со стороны противников появления собора в самом центре Волгограда.
На пять основных претензий защитников центра от храма за трибунами ответил по порядку генеральный директор ОАО «Приволжтрансстрой» Владимир Иващенко.
Миф 1. Храм вместо парка
Считается, что храм займет лишь малую часть сквера на площади Павших Борцов. Остальная территория затрибунного сквера будет освобождена от неприбыльных деревьев и совершенно излишней для центра Волгограда прогулочной зоны. Свободная же площадь «золотого пятачка» будет превращена в многоэтажный торгово-развлекательно-офисный комплекс.
Торгового и офисного центра на месте парка не предполагается. Собор Александра Невского станет единственной постройкой на затрибунной части площади Павших Борцов.
«Парк останется парком, – уверяет Владимир Иващенко. – Действительно, еще в 2002 году власти согласовали на месте парка строительство торгового центра с двумя 40-этажными башнями. Только благодаря тому, что за парк вступилась Волгоградская епархия, на публичных слушаниях решено было его сохранить. Более того, я точно знаю, что комитет архитектуры и градостроительства администрации Волгограда сейчас разрабатывает проект обустройства этого парка совместно с обустройством прилегающей к храму территории».
Первым сооружением во имя Святого благоверного князя Александра Невского в Царицыне была часовня, построенная в 1882 году на центральной площади города. Ее возвели в память об Александре Втором, погибшем годом ранее от рук террористов. Позднее, в 1888 году, произошло трагическое событие, вновь связанное с императорским домом. Семья Александра Третьего, возвращаясь из Крыма, попала в железнодорожную катастрофу неподалеку от станции Борки под Харьковом. Хотя имелись многочисленные жертвы и раненые, члены царской семьи и сам Александр Третий остались живы.
Через несколько дней после катастрофы Царицынская городская дума приняла решение о возведении собора с главным престолом во имя Святого благоверного князя Александра Невского и двумя придельными престолами во имя Марии Магдалины и святых бессребреников Косьмы и Дамиана.
Жесткие высказывания противников строительства храма о том, что будущая постройка уничтожит зеленые насаждения сквера, имеют под собой некоторые основания. Но масштаб грозящего скверу бедствия значительно преувеличен.
«На месте, где вырыт котлован под храм, была заасфальтированная площадь с двумя также асфальтированными дорожками. Под сам котлован и подъездные пути к нему было вырублено ровно шесть деревьев. Из них четыре дерева – прогнившие изнутри и больные тополя, которым более пяти десятков лет. Два дерева были хорошими, и их действительно жалко. Вся правая сторона парка остается парком и не трогается. Деревья, в том числе елки и сосны, попадающие в зону застройки, огорожены и максимально сохраняются строителями».
Миф 2. Экскаватором по археологии
В варварском отношении к находящейся в земле истории Царицына и Сталинграда не раз и не два обвиняли строителей храма волгоградские краеведы и защитники памятников архитектуры. По их словам, именно в этом месте затрибунной части площади Павших Борцов находились дома как старого Царицына, так и довоенного Сталинграда, фундаменты и подвалы которых теперь уничтожены вместе с возможными ценными находками из прошлого города.
«Кирпичная кладка, следы которой прослеживается на стенах котлована, – это даже не подвалы, это остатки фундаментов ранее построенных здесь домов, – показывает на проступающий красный кирпич Владимир Иващенко. – Причем построек как дореволюционного, так и довоенного времени. Красный кирпич – это следы царицынских построек. Но они были снесены еще в 30-х годах, когда полностью перестраивался центр Сталинграда. На остатках царицынских зданий было построено несколько сталинградских домов профсоюзной принадлежности – их черные следы также видны на стенах котлована. Что же касается возможных сокровищ, то при подготовке котлована строителями были найдены один глиняный горшок и великое множество стреляных гильз времен Сталинградской битвы. На площадке с нами постоянно работали археологи, неоднократно приходили различные комиссии, а также вольные историки, но ничего ценного так и не нашли.
Кроме того, не стоит забывать, что вся площадь Павших Борцов и многие центральные улицы засыпаны и остатками собора Александра Невского, и встречающийся во множестве битый красный кирпич относится именно к нему. Тогда писали, что материалы храма предполагалось применить на стройках социалистического строительства. Но после взрыва оказалось, что раствор и камень настолько крепки, что разобрать на кирпичи не вышло.
Мы строили памятник Александру Невскому, так в его основании лежит метровый слой красного кирпича взорванного храма, причем сильно отличающегося по размеру от сегодняшнего европейского модуля – 130 на 270 миллиметров. Так что основанием площади Павших Борцов стал именно кирпич и камень храма Александра Невского. Более того, 5 апреля, в день победы Александра Невского над тевтонскими рыцарями на Чудском озере, состоится торжественная закладка в фундамент будущего храма исторических кирпичей его предшественника».
29 мая 1897 года было принято решение о строительстве собора по проекту архитектора Александра Ященко (автора собора в Оренбурге и Новочеркасске). Однако к этому времени Ященко уже не было в живых. Он умер четырьмя годами ранее, в 1893 году. Поэтому в истории царицынского собора возникает имя саратовского архитектора Юрия Терликова. Освящение места, отведенного под строительство собора, произошло 31 января 1901 года. Закладка храма состоялась 22 апреля того же года. Строительство храма продолжалось вплоть до 1915 года. А 27 сентября 1915 года состоялось поднятие креста на главный купол собора. Освящение нового Александро-Невского собора состоялось 3 мая 1918 года. В период послереволюционного атеизма в 1929 году здание собора было закрыто: ценная церковная утварь изъята, кресты демонтированы, сняты колокола, здание передано под музей ОКРздрава, затем стало использоваться как автобаза. 23 марта 1932 года бывшее здание собора было взорвано. Царицынский собор во имя Святого благоверного князя Александра Невского (1901–1918) был последним храмом в России, построенным в византийском стиле.
Миф 3. Точная копия
Считается, что строящийся храм Александра Невского станет точной копией храма, снесенного в 1932 году, и, более того, его будут возводить из материалов максимально приближенных к историческим, вплоть до типоразмера и состава кирпичей.
«Называть строящийся храм исторической копией несколько некорректно, – считает Владимир Иващенко. – К сожалению, крайне мало сохранилось документов и фотографий собора, как дореволюционных, так и сделанных после революции – до момента его взрыва в 1932 году. Поэтому в основу проекта храма заложена работа замечательных реставраторов из ЗАО "Росреставрация", еще в 2005–2007 годах выполнивших на основе методик Минобороны проект воссоздания основных контуров, габаритов, параметров и внешних элементов собора.
Когда изучаешь чертежи аналогов храма Александра Невского – Новочеркасского собора и собора в Оренбурге, то понимаешь, что совершенно неслучайно возникли в замыслах Александра Ященко четыре главы, выступающие распором давления главного купола. Это ведь не только образ, не только Византия. Это заложенные столетия назад и актуальные по сей день инженерные решения. Когда выполняешь расчет на компьютере, то видишь, что конфигурация храма выполнена с максимально удачным распределением нагрузок. Сегодня очень мало таких людей, способных в голове, внутри себя, и без компьютера чувствовать работу материала, работу здания и умеющих строить на века.
Поэтому перед нами стоит задача воссоздать облик собора Александра Невского "выше нуля", чтобы максимально сохранить его наружный образ, фасад и внутренние обьемы. Но это не будет его точная копия. Мы не будем делать из напиленного в Саратове бутового камня фундаменты толщиной в шесть метров. Мы применяем новые технологии, бетоны повышенной марки, арматуру и делаем основанием храма армированную бетонную фундаментную плиту толщиной 1,2 метра. Это будет большая монолитная плита, которая позволит создать дополнительное эксплуатируемое помещение нижнего храма.
А вот фасады собора будут выполняться именно в том рисунке и с теми узорами, что были на фасадах исторического собора. Нам очень помогла находка заместителя директора института архитектуры и градостроительного развития ВолгГАСУ Петра Олейникова – видеофильм 30-х годов, снятый в то время, когда храм использовался как гараж для грузовых автомобилей. Нарезанные кадры видеофильма позволили получили порядовку, раскладку кирпичей, особенности узоров над окнами и мельчайшие детали фасадов. И нами уже получено согласие от одного из волгоградских заводов, что они готовы выпустить кирпич именно необходимого нам нестандартного размера, состава и характеристик для фасадной кладки собора Александра Невского».
В начале XXI века митрополит Волгоградский и Камышинский Герман вышел с предложением о необходимости завершения Аллеи Героев символом вечности и самопожертвования – храмом. Одним из существенных аргументов было то, что варварски разрушенный в 1932 году кафедральный собор во имя святого Александра Невского располагался на будущей Аллее Героев. Учитывая то, что идея вызвала большой резонанс как среди ее сторонников, так и среди противников, был обьявлен всероссийский конкурс на проект застройки территории затрибунной части площади Павших Борцов Революции.
Миф 4. Высотная доминанта
Среди озвучиваемых мнений противников строительства собора Александра Невского весьма популярна и теория о «высотной доминанте», которая уничтожит исторически сложившийся классический центр Волгограда, выполненный в стиле сталинского ампира.
«У меня есть генеральные планы Сталинграда, так по ним изначально планировалось возвести в центре города высотную доминанту, – говорит Владимир Иващенко. – Если вспомнить сталинский план, то именно здесь, на затрибунной части площади Павших Борцов Революции, планировалось построить 80-метровый Дом Советов. Слава богу, что его не построили. Эксплуатировать такое здание в современных условиях было бы вообще невозможно. А высотная доминанта была здесь изначально задумана. Весь центр построен именно так, по архитектуре, по прокладке улиц, по окружению, что быть собору именно на этом месте и никак иначе.
Я вообще строитель, не проповедник. Но замечательно писал русский философ Владимир Соловьев, что есть категория людей, которые не просто не верят в Бога, а хотят, чтобы его не было. Люди, которые не хотят видеть храм в центре города, не хотят, чтобы им напоминали о существовании десяти заповедей и необходимости их соблюдения. По телевизору в спальне у каждой семьи ежедневно показывают убийства, насилие, кровь, ненависть и обман. Это никого не волнует, а вот собор очень волнует. Считаю, что если атеист раз в месяц увидит храм и перекрестится, то, может, и вспомнит, что есть еще другая, нормальная, жизнь.
15 лет за трибунами площади Павших Борцов лежал камень с надписью, что на этом месте будет построен собор Александра Невского. 15 лет все знали, что здесь будет собор. Но особо яростные крестоборцы подняли шум в Интернете и вспомнили про доминанты только тогда, когда собор начал строиться. Но он будет построен и станет изначально запланированной высотной доминантой центра Волгограда».
Результатом всероссийского конкурса стало присуждение первой премии авторскому коллективу под руководством Юрия Калиниченко. В основу градостроительного решения было поставлено завершение Аллеи Героев храмом святого благоверного Александра Невского. Впоследствии на базе конкурсного варианта был разработан проект воссоздания памятника архитектуры 1901–1918 годов собора святого Александра Невского в Волгограде авторским коллективом под руководством научного руководителя проекта Юрия Калиниченко и главного архитектора проекта Евгения Ломакина.
Миф 5. Предвестник войны и беды
Наряду с версией, что строительство собора Александра Невского станет «торжеством исторической справедливости» и «символом возрождения духовности» есть и версия совершенно противоположная. Считается, что храм, который строили в разгар Первой мировой войны, достроили в революцию и начали эксплуатировать как объект религиозного культа к началу кровопролитнейшей Гражданской войны, никак не претендует на символ «возрождения», а лишь свидетельствует о негативных для региона событиях или может вовсе стать предвестником грядущей гражданской войны.
«Мягко говоря, для привязки освящения храма Александра Невского в Царицыне к Великой Октябрьской социалистической революции надо иметь несколько воспаленную фантазию, – считает Владимир Иващенко. – Строительство храма было закончено в 1914 году, а в 1919 году в нем отслужили молебен вошедшие в Царицын со своими войсками Петр Врангель и Антон Деникин. Сохранились даже фотографии парада на площади возле храма, в котором приняли участие Белая гвардия и жители Царицына.
Что же касается активно выступающих, в том числе и на V1.ru, противников строительства храма, то это далеко не новость. С верой пытаются вести борьбу ровно столько, сколько существует вера. Поверьте: история показывает, что на самом деле боролись с верой не те люди, которые под каким-то псевдонимом пишут свое агрессивное мнение в Сети.
С верой боролись и расстрелами, и ссылками. Боролись люди, тысячами уничтожавшие православных священников и десятками тысяч ссылавшие верующих. С 1930 по 1932 год было выпущено около 1300 книг антирелигиозного характера. Только в Царицыне были снесены десятки храмов. Родившееся после революции поколение воспитывалось как комсомольское и полностью атеистическое. Моя матушка жива, ей 91 год, и она прекрасно помнит, что, когда началась война, то в 1942 году выросшие при коммунистическом режиме солдаты переписывали "Символ веры", молитву, и зашивали в гимнастерочку. Ярый гонитель церкви Иосиф Сталин вспомнил и возродил в 1943-м орден святого Александра Невского. И исторический факт: с иконой Казанской Божьей Матери облетали на самолете уже осажденную Москву. Так сложилось, что мы веру вспоминаем лишь тогда, когда становится уже настолько горячо, что уже все, вот она – граница.
Поэтому борцов с верой всегда было много. И более яростных. И более жестоких. Думаю, все будет благополучно и храм Александра Невского в Волгограде станет не предвестником Гражданской войны, а напоминанием о нашей истории и о нашей общей вере».
Фото: Фото Марии Часовитиной