Центральная набережная Волгограда оккупирована сотнями сотрудников коммунальных служб. Люди в оранжевых жилетах спешно убирают кучи мусора, рубят бурьян и сухостой и наводят чистоту даже там, где ее не помнят со времен похорон Брежнева.
Причиной ажиотажа стал предстоящий визит в Волгоград Владимира Путина, который может посмотреть на город под непривычным углом. А именно – с Волги.
Напомним, уже на следующей неделе в Волгограде пройдет заседание Госсовета по развитию речного туризма и транспорта. Первоначально заседание планировали провести в Астрахани. Но планы изменились. Теперь руководство России решило обсудить речной туризм в городе-герое.
Серьезным испытанием стало и направление, с которого на город будут смотреть высокие гости. Впервые за последнее десятилетие президент и делегация гостей посмотрят на Волгоград не из окон автомобильного кортежа на маршруте «областная администрация – аэропорт».
Они будут смотреть на Волгоград с Волги. И обсуждать речной транспорт на ее берегу. Более того, делегация решила проплыть вдоль центра города на теплоходе. А в черте Волгограда еще неделю назад не было ни единого места, на которое можно было пригласить президента России и не сгореть там же со стыда.
Исправлять ситуацию начали немедленно. Сжатые сроки не дали выбора: отремонтировать или просто красить. Решено было красить. А также подмести. Пусть бедненько, но чистенько.
Основной удар экстренного благоустройства пришелся на два участка набережной – центральный спуск к Волге у здания речного вокзала и территорию у бронекатера БК-13 под музеем-панорамой. До остальных участков, наверное, пока не доходят руки.
У памятника «Гасителю» тишина. Катер-памятник покрыт пятнами застарелой ржавчины. Бассейн и окружающие кусты выглядят как обычно. То есть всеми забытыми.
Экстренно красят с Волги облезшие стены речного вокзала. Пусть он уже давно считается на реконструкции, но после минувших выходных здание сияет свежей белизной.
Волной внезапной уборки унесло с нижней площадки набережной парк аттракционов. Тех, что хоть по кабину в воде, но стойко выдерживали самый сильный разлив. Не прошло и трех дней, как последние разобранные карусели покинули площадь у воды. Сегодня там уже замазали все щербины в асфальте и в ярко-белый покрасили бетонные столбики ограждений.
Но основной новый цвет набережной – серо-стальной. Маскировочный. Он же – «штайнграу». «Наиболее адаптивен и наиболее незаметен» – описывали этот цвет в пособиях по маскировке на полях былых великих сражений.
В Волгограде именно в этот цвет красят все бетонные стенки набережной, которые видны с воды. Несмотря на сколы бетона и торчащую арматуру. Возможно, хорошо закрашенная серым арматура с Волги незаметна и в заделывании не нуждается.
Под двойным-тройным слоем серо-серого оказались погребены многолетние наслоения граффити. Впрочем, не все. Те, что с Волги не видны, уцелели.
Но большая часть личного состава сразу трех МУПов: МУП «Волгоградзеленхоз», МУП «Северное» и МУП «Берегоукрепление» была брошена на покинутую цивилизацией территорию от здания Водоканала на набережной до памятника бронекатеру.
Вручную чистится ливневка и проверяется каждый осветительный фонарь.
«Вкалываем с раннего утра и до позднего вечера. Всех людей сюда бросили, и все равно рук в обрез. И на трактор если надо, и на уазик, и на грузовик сажусь. Сейчас вот деревья таскаю, – вытирает пот мужчина в насквозь промокшей футболке с выцветшим портретом Сталина. – Все дни на набережной, и неважно, суббота на улице, воскресенье или будни. Уже выгляжу как последнее чмо. А я, кстати, не чмо. Я – замначальника МУПа».
На этот пустырь от спуска с Комсомольской до поворота у Водоканала действительно не обращали внимания десятилетиями. Сейчас его заметили. В том числе и с Волги.
«Концессии водоснабжения» заставили спешно вывезти десятки самосвалов складированного там грунта. Что не вывезли – разровнял бульдозер. Аккуратно. Как по нивелиру. Но с чувством меры.
Громадный провал асфальта и промоину убирать не стали. Не видно с воды? Значит, аккуратно покрасить по краям.
Остался бурьян? Покрасить.
Нещадно вырубается сожранный ильмовым листоедом сухостой. Вырубаются деревья, выросшие сквозь склад бетонных конструкций для заброшенного во времена Леонида Брежнева пешеходного моста. Вывозятся и плиты от моста. Что не вывезено – красится серым.
Не решен пока только вопрос с металлоконструкциями. Они настолько тронуты коррозией, что краска может не лечь. Возможно, их покрасят в последний момент. Чтобы свежесерое не успело стать ржаво-рыжим.
Участок у БК-13 – это явно то место, где каждый коммунальщик может стать Матросовым. Уложен по всем дорожкам свежий асфальт. Побелены в три слоя деревья. «Штайнграу» выкрашено все, до чего дотянулась кисть маляра.
Залежи мусора собраны и вывезены. Перекошенные и поломанные плиты перекрытий набережной загорожены красными решетками. Вокруг возводятся павильоны для гостей, насыпается свежая щепа на газоны и гуляют первые пары полицейских.
А дальше? А дальше ажиотаж подготовки резко спадает до нуля. Никто не реагирует на перекошенные как у неопытного игрока в «Тетрис» плиты у стенки Родимцева. Не мешают наросшие вдоль берега кусты дикой тополиной поросли.
Бутовый камень торцов исторической стенки на всякий случай покрашен.
Но туда Владимир Путин, наверное, уже не доплывет. Поэтому сейчас там еще спокойно купаются волгоградцы, не обращая внимания на табличку «Купание запрещено».
Впрочем, до приезда высоких гостей еще есть несколько дней. А за эти дни еще очень многое можно успеть.
Фото: Фото Марии Часовитиной, видео Петра Лукашина