Бывшее общежитие канатного завода в Красноармейском районе Волгограда в буквальном смысле слова трещит по швам и разваливается.
В этом многоквартирном доме №19 по улице 2-й Штурманской вполне можно снимать фильм-катастрофу. Темные коридоры освещаются одной тусклой лампочкой. Стены в какой-то копоти и грибке. Полы на первом этаже, где оборудована единственная в общежитии душевая, предательски скрипят и прогибаются. О таком благе цивилизации, как вентиляция, говорить не приходится – в здании влажно и даже в феврале летают комары.
Жители бывшего общежития обратились в V1.ru с жалобой на нечеловеческие условия жизни в руинах и без воды.
– Помещения на первом этаже выкупила какая-то частная контора, – жалуются жильцы. – Они отключили нам воду – якобы мы их регулярно затапливаем. К слову, вода стала основным источником проблем всего дома.
На каждом этаже в умывальных комнатах стоит по десятку стиральных машин. Там же люди самостоятельно оборудовали душевые. Стоки выводятся в канализационную трубу диаметром пять сантиметров. Как результат – на полу в умывальных комнатах стоит вода, просачиваясь сквозь щели на нижние этажи и на улицу. Кирпичная кладка стены дома, пропитана водой, словно губка. В морозы лед буквально рвет кладку и кирпичи. Следы от протечек видны уже издалека – на торце дома, на уровне третьего этажа, сыплется кирпич. С другого торца облетает облицовка. Вода скапливается и в подвале, подмывая фундаменты. Жители рассказывают, что летом можно увидеть, как из душевых по наружным стенам течет вода.
– У управляющей компании ответ один – денег нет, но вы держитесь, – говорит самый бойкий из компании курящих в конце коридора мужчин, представившийся Лехой и наотрез отказавшийся назвать свою фамилию. – Видимо, раз в неделю подгонять мотопомпу и выкачивать воду им дешевле, чем сделать один раз и надолго. А вода тем не менее продолжает капать с потолка. В результате нам ни помыться нормально, ни одежду постирать – вода с потолка льет и штукатурка сыплется.
Когда были морозы, дверь в душевую несколько раз обмерзала настолько, что ее невозможно было открыть. Мыться приходилось чуть ли не в квартирах. Мы не раз обращались и в управляющую компанию, и в жилищную инспекцию, и в прокуратуру – ответа нет. Реакции тоже нет.
В компании, занявшей помещения первого этажа, от воды страдают не меньше. К тому же терпят нападки жильцов, которые свято верят, что во всех бедах дома виновны именно собственники нежилого помещения на первом этаже дома:
– В это помещение мы въехали пять лет назад. Поставили в подъезде металлическую дверь, сделали там ремонт. Предложили людям сделать домофонные ключи, чтобы проходить могли только свои. Но жильцы отказались, – перечисляет представитель собственника помещения. – Через некоторое время пропал доводчик, следом дверь и вовсе сорвали с петель.
Как результат – за новогодние праздники из-за отсутствия двери разморозилось отопление и пожарные гидранты. Вернулись после праздников – в подъезде около 20 сантиметров воды. Мы не стали конфликтовать с жильцами, открыли дверь, на которую они так часто жалуются. Уже через несколько дней подъезд стал проходным двором с битыми бутылками и использованными шприцами.
А потом офис компании в очередной раз затопило, да так, что вышли из строя компьютеры и система видеонаблюдения. Причины потопа стала искать управляющая компания.
Выяснилось, по документам управляющей компании, что по проекту на весь дом была предусмотрена только одна душевая – на первом этаже. Жильцы же, пытаясь хоть как-то улучшить условия жизни, сбросились и сделали душевые на каждом этаже, попутно подключив там и стиральные машины. С подачей воды проблем особых не возникало. С водоотведением – напротив. Старые трубы не справлялись с увеличившимся потоком, и их заменили на новые, но это не помогло – здание продолжает затапливать.
Чтобы сохранить дом, устранить течи и не допустить его дальнейшего разрушения, жильцам предложили компромиссный вариант – скинуться деньгами, нанять бригаду рабочих, которые бы заменили трубы канализации, увеличив их диаметр, вскрыть полы в душевых, сделать гидроизоляцию и оборудовать нормальный слив. Люди отказались – сочли, что дорого. При этом продолжали требовать от компании восстановить подачу воды, разрисовывая входную дверь угрозами и закидывая окна компании яйцами. Мол, за что мы платим деньги?
– Тех денег, которые собирает с жильцов управляющая компания, едва-едва хватает хотя бы на то, чтобы платить зарплату уборщице, – рассказывают страдающие от жильцов представители собственника. – Около 70% жильцов дома – хронические неплательщики, накопившие многотысячные долги за коммуналку и очень хорошо знающие свои права. Когда же начинаешь говорить об обязанностях жильцов как собственников помещений в многоквартирных домах, то разговор почему-то заканчивается, едва начавшись, и напоминает сказку про белого бычка – мы платить не будем, а вы должны.
Тогда управляющая компания пошла на крайние меры, частично отключив подачу воды в дом. Жильцы решили и эту проблему: запитались от работающего стояка, проведя пластиковые трубы. Закрытые душевые заменил длинный шланг, на одном конце которого душевая насадка, а второй надевается на кран в умывальной комнате. Вода продолжает искать альтернативные выходы и разрушать дом.
– К слову, работы по замене сетей водоснабжения и канализации относятся к работам по капитальному ремонту, – прокомментировали представители собственника нежилого помещения. – Для этого нужен проект, нужна соответствующая организация, а самое главное – нужны деньги. Значительно большие, чем те, на которые можно заменить вечно текущий кран в самодельной душевой. Можно было бы собрать жильцов, поговорить с ними, собрать определенную сумму, нанять рабочих, сделать проект и ремонт и забыть об этой войне, как о ночном кошмаре. Ведь это собственное имущество жителей дома. Впрочем, слово «собственность» в данном случае жильцы применяют лишь для тех вещей, которые находятся за дверью комнаты. Остальное – общее, а значит – ничье, и почему мы еще должны за это платить?
Напомним, аналогичные проблемы уже были у общежития в доме №7а по улице Жолудева в Тракторозаводском районе Волгограда. Течь в душевых в итоге привела к обрушению угловой части здания с первого по пятый этаж и к полной непригодности дома для дальнейшего проживания.
В администрации Волгограда сообщили V1.ru, что в курсе проблем дома №19 по улице 2-й Штурманской и жалоб на отключаемую воду.
– Действительно, жалоба на отключение воды поступала от жильцов дома, – сообщили V1.ru в пресс-службе мэрии Волгограда. – Проверяющая жалобу комиссия установила, что отключение проводилось на короткий срок из-за ремонта канализации, проводившегося по заявке собственников помещений. Сейчас в жилой дом вода поступает в полном объеме.
Кроме того, в администрации Волгограда добавили, что содержанием и ремонтом дома занимается управляющая компания, которой в первую очередь и следует адресовать письменные претензии. И лишь в том случае, если претензии жителей остаются без ответа, – жаловаться в жилищную инспекцию Волгограда и другие надзорные органы.
В инспекции государственного жилищного надзора уточнили, что жители дома №19 по улице 2-й Штурманской жаловались уже неоднократно, в том числе на отсутствие воды и общее аварийное состояние здания.
– Рассмотрев жалобу на аварийность дома, мы рекомендовали администрации Красноармейского района Волгограда провести его обследование с привлечением специализированной организации, – прокомментировали V1.ru в жилинспекции. – А когда будут получены результаты, решить вопрос об аварийности здания и возможности дальнейшего проживания в нем людей.
Все опрошенные сходятся в одном: в бывшем общежитии на 2-й Штурманской надо менять все коммуникации и делать гидроизоляцию. В рамки платы за содержание и ремонт общедомового имущества это не укладывается – затраты слишком велики. А до капитального ремонта дом может не достоять – он запланирован на 2041 год.
Фото: Фото Алексея Волхонского