Первым волгоградцем, покорившим Эверест, стал бывший депутат Государственной думы от Волгоградской области Олег Савченко. Он не только смог взойти на высочайшую вершину Земли, но и нашел силы накрыть саванами тела погибших на склонах альпинистов.
Как сообщил V1.ru Олег Савченко, сейчас он лечится в столице Непала Катманду и уже через два дня планирует вернуться в Россию. Во время восхождения он серьезно обморозил правую руку и щеку. Почти у вершины он потерял перчатку, что на восьмикилометровой высоте чревато серьезными последствиями. Промедление в замене перчатки еще на несколько секунд могло привести к потере руки, а то и гибели.
О восхождении
– Наш план состоял из двух частей. Первая часть заключалась непосредственно в восхождении, вторая – упокоить тела погибших на склонах альпинистов, – рассказывает Олег Савченко. – Безусловно, мы сильно рисковали. Надвигался сильный ураган, и на высоте семь тысяч метров поднимавшиеся с нами группы решили вернуться назад – на высоту 5200 метров. Три человека из нашей группы решили не отступать. Мы понимали – другого шанса у нас не будет.
Мы могли так же спуститься со всеми и продолжить восхождение дня через четыре, когда погода устоится. Но в таком случае мы не смогли бы осуществить вторую часть плана – отдать дань погибшим. В хорошую погоду на Эверест поднимается больше людей. Чтобы не создавать суматоху и не мешать друг другу, мы бы не стали выполнять задуманное ранее.
О кладбище погибших альпинистов
Как рассказал Олег Савченко, только за последние 12 дней на склонах Эвереста погибли девять альпинистов. Эти люди были настоящими профессионалами, но даже специалисты такого уровня не застрахованы от роковой ошибки и коварной погоды.
– Высочайшую вершину Земли не случайно называют кладбищем альпинистов, – говорит Олег Савченко. – Многие тела погибших лежат на маршруте подъема уже более 20 лет. Альпинисты в ходе восхождения и спуска вынуждены не только наблюдать ужасные картины человеческих трагедий, но и буквально переступать через трупы. Они видят застывшие эмоции на мертвых лицах, и в такие моменты кажется, что время вокруг остановилось.
По плану восхождения Олег Савченко шел первым, оценивая по дороге возможности: кого из погибших можно укрыть специально взятыми саванами.
– Первым мы нашли лежавшего в неестественной позе словенца по имени Марко. Нам удалось обернуть его тело специальной пленкой, – рассказал волгоградец. – Вторым найденным оказался ирландский альпинист, но нам не удалось к нему подобраться. Его тело лежало на высоте 8400 метров, был сильный ветер, рядом проходил обрыв. Двое поднимавшихся с нами шерпов отговорили нас от этого поступка.
Мы смогли также захоронить альпиниста в зеленых ботинках, который на протяжении многих лет был страшным ориентиром всем, кто идет на вершину Эвереста. Этот человек, имя которого до сих пор неизвестно, замерз в образовавшейся нише на высоте 8500 метров. Видимо, там он пытался спастись от жуткого ветра. Нам удалось замотать тело в пленку, а эту нишу заложить камнями.
Уже после восхождения в базовом лагере дежурившие китайские офицеры признались, что руководство долгое время не знало, что делать с телами погибших. Но теперь инициативу российских альпинистов собираются поддержать их коллеги из других стран. Кроме того, в ходе захоронения россияне выполнили обязательные условия, написанные в международных конвенциях: тела не трогали руками, и над погибшими не проводилось каких-либо обрядов.
Замерзший альпинист в зеленых ботинках уже около 20 лет является своего рода главным ориентиром на северном склоне Эвереста. Предполагается, что он погиб в 1996 году. Тогда в «майской трагедии» на Эвересте погибло сразу восемь человек. По одной из версий, это Цеванг Палджор – участник экспедиции из Индии. По другой версии – член этой же группы Доржье Моруп. По официальным данным, половина этой группы из-за непогоды решила прервать восхождение и вернуться назад. Вторая половина, включая обоих альпинистов, продолжила свой путь. Группа некоторое время выходила на связь, после чего исчезла. Всего же, по последним данным, на склонах Эвереста остаются лежать тела более 120 альпинистов.
Спуск в пропасть мира страшнее подъема к вершине
По словам Олега Савченко, спуск с вершины в сотню раз тяжелее, нежели подъем на нее, поскольку перед глазами огромная пропасть.
– Когда поднимаешься, ты видишь перед собой вершину – это твой главный ориентир. Когда спускаешься, этот ориентир пропадает, – рассказывает Олег Савченко. – На высоте 8750 метров необходимо пройти на кошках через три привязанные лестницы. Их сильно раскачивает от ветра. Ты доверяешь свою жизнь другому человеку, который тебя страхует.
Второй очень опасный момент был, когда предстояло пройти 30 метров по откосу шириной сантиметров 10. Из-за сильного ветра невозможно было встать и двинуться в путь. В такие моменты хочется просто лечь и закрыть глаза. Кажется, что вокруг такой покой, ты стоишь, очарованный окружающей красотой. Но промедление в такие моменты стоит жизни.
Хорошо, что рядом были люди, которые вовремя привели меня в чувство и уговорили продолжить путь. Каждый человек при подъеме испытывает подобные эмоции. Ты видишь тела погибших профессионалов и задаешь себе вопросы: «А кто я такой?», «Смогу ли я здесь выжить?» К слову, в этот раз было два момента, когда я уже попрощался с жизнью.
Олег Савченко также рассказал, что чаще всего альпинисты гибнут из-за нехватки кислорода. Возникает желание снять кислородную маску. Складывается ощущение, что так будет легче. Но на деле это приводит к быстрой смерти.
Вершина мира
Чувства, которые испытывает человек, стоящий на вершине мира, описать невозможно.
– Не было ощущения, что под моими ногами весь мир. Чувствовал накопившуюся усталость, так как практически не спал третью ночь, – вспоминает Олег Савченко. – Я стоял на крыше мира, слева – Непал, справа – Китай, и был рад, что я смог побороть себя. Хотя еще 10 секунд назад было неимоверно сложно. Знаете, пять-семь лет назад, посещая один из районов Волгоградской области, я рассказывал школьникам о своих путешествиях. Один мальчик спросил, смогу ли я когда-нибудь покорить Эверест. Я ответил, что постараюсь. Надеюсь, что он помнит эту историю и прочитал о моем восхождении.
О не поздравившем Волгограде
Олег Савченко добавил, что главным мотивом его восхождения стало желание доказать волгоградцам – каждый может изменить себя и сломать существующие стереотипы.
– Теперь о Волгограде знают в разных точках земного шара. И я считаю это настоящим достижением. Многие знают о героическом Сталинграде, но о современном городе почти не слышали, так как серьезных достижений нет, – уверен Олег Савченко. – Я совершил этот поступок в знак благодарности нашим предкам, о которых мы почему-то вспоминаем лишь в День Победы. Я ушел из политики. Не претендую ни на какую должность. И тем не менее я уверен, что в наше время найдутся люди, которые докажут скудоумным волгоградским чиновникам, «хомячащим» областной бюджет, что пора прекратить заниматься вредительством.
Президент Татарстана уже через минуту опубликовал в социальных сетях пост о восхождении на Эверест Саши Сидякина, подчеркивая, что он и вся республика гордятся его поступком. А как отреагировали волгоградские власти? Никак. Вместо того, чтобы посылать своих блогеров писать гадости, пытаясь скрыть таким образом свою беспомощность, нужно спасать наш униженный регион. Сравните, как живут люди в процветающем Татарстане и как в нашем депрессивном регионе. Но я докажу, что волгоградцам и Волгоградской области есть чем заниматься и чем гордиться.
Фото: Фото Олега Савченко