
28 июня 1946 года в СССР с конвейера сошел первый массовый автомобиль страны – ГАЗ М-20 «Победа». В день рождения легенды советского автопрома V1.ru встретился с волгоградцем, не просто восстановившим раритет с более чем полувековой историей, но и проехавшим на нем 11 тысяч километров до Берлина и обратно.
Почем твоя «Победа»?
У нежно-бежевой «Победы» с надписью «Сталинград» и большим изображением «Родины-матери» на кузове толпится компания любопытных мальчишек. Пока Денис Чадаев заводит свой автомобиль, детвора засыпает его традиционными вопросами: «А где коробка передач?», «А сколько такая стоит?»
– У меня уже есть стандартный набор вопросов, которые я слышу практически каждый день, – улыбается Денис Чадаев. – Всех интересует, в каком году моя «Победа» сошла с конвейера. Конечно, все любопытствуют, и сколько я за нее заплатил. Ну и на десерт почти каждый добавляет: «А это что, правда, не "Москвич"?»

В первое время реконструктор вздрагивал от каждого сигнала клаксона, отправленного вслед «Победе». Сегодня Денис уже привык, что волгоградцы провожают его поднятым вверх большим пальцем, и даже нашел плюсы в таком повышенном внимании к автомобилю.
– При всей моей любви к этой машине у нее есть один существенный недостаток – она едет не больше 70 километров в час, – рассказывает Денис Чадаев. – Но автомобилисты с пониманием относятся к такой особенности советской легенды и не провоцируют меня на более маневренную езду. В Германии мы ехали по правой полосе, предназначенной для большегрузов. За нами выстраивалась километровая очередь дальнобойщиков, но ни один из них не начал раздраженно сигналить или пытаться нас обогнать.

Привет из Сталинграда
На солнцезащитном козырьке Денис Чадаев возит фотографию своего отца, который служил в армии на таком же автомобиле. Рядом – два пожелтевших снимка бабушки и дедушки, именно благодаря которым он решил в канун 70-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне доехать на «Победе» до Берлина.
– Мой дед служил водителем на «Катюше» и к 8 мая 1945 года всего 120 километров не дошел до столицы Германии, – вспоминает волгоградец. – Я решил восстановить эту историческую несправедливость и все же довезти его до Берлина. Видели бы вы глаза немцев, когда они на дорогах частного сектора заметили катающуюся взад-вперед машину с надписью «Сталинград». Они подумали, что мы и есть те самые «Ночные волки», которых не пустили через границу. Позвали местного шерифа. Но, несмотря на холодный прием, мы быстро решили все проблемы.

И значит, нам нужна еще одна «Победа»
Нынешняя «Победа» – уже вторая в коллекции волгоградского реконструктора. Свой первый ГАЗ М-20 1950 года выпуска Денис Чадаев забрал у прежних хозяев в плачевном состоянии: из-под облупившейся краски проглядывал ржавый кузов, почти вся начинка раритетной машины нуждалась в замене. Автомобиль больше 10 лет простоял на улице, и, казалось, уже никогда не сдвинется с места. Хозяин хранил под капотом доски, а салон легендарной «Победы» превратил в склад ненужных вещей.
– Я на тросе довез эту машину до своего гаража, доукомплектовал ее и оставил ждать реконструкции, – вспоминает Денис Чадаев. – Когда ребята из Ханты-Мансийска предложили мне тур до Берлина, я начал взвешивать. Что проще: восстановить этот автомобиль с нуля или взять почти готовый вариант? В итоге решил продать свою первую «Победу» товарищу, который уже в этом году обещает выгнать ее из гаража полностью отреставрированной.

Чтобы условно новая «Победа» проехала без малого 11 тысяч километров, Денис три месяца буквально жил в гараже. Машина была в частично отреставрированном состоянии, и все же мужчине пришлось перебрать автомобиль до последнего винтика, перекрасить кузов из ядовито-желтого в спокойный бежевый цвет и полностью заменить обшивку салона.
– Главное правило реставраторов – машина имеет ценность, когда она максимально приближена к оригиналу, который в 1957 году выехал с завода, – уточняет Денис Чадаев. – Это настолько въелось мне в голову, что я стараюсь, чтобы стекла и даже лампочки в фарах были промаркированы годом выпуска автомобиля. Меня все спрашивают: где ты находишь детали? Ищу по объявлениям, что-то заказываю в интернете. Раньше меня часто останавливали и спрашивали: у меня вот такая-то деталь сохранилась, нужна?

Спустя три месяца «колдовства» легендарная «Победа» была окончательно готова к «полету». Когда Денис Чадаев подогнал почти новенькую машину к порогу своего дома, семья реконструктора сразу же устроила ей тест-драйв по волгоградским дорогам.

– Для меня восстановление этого автомобиля было еще и своеобразным утешением собственного самолюбия. Я до последнего думал: смогу или нет? Смог, – улыбается Денис. – Выехал из гаража, и все ахнули. Помню, был март, холодно еще. Я поздним вечером подогнал «Победу» к дому, позвал семью, и мы больше двух часов не могли накататься по району. Дочка просто без ума от этого автомобиля. Посадила в нее свою куклу и просится в машину с ночевкой.
Упертый ветеран
Характер своей «Победы» Денис Чадаев знает досконально. По словам реконструктора, машина не спесива, покладиста, но очень уперта. Без лишних капризов и истерик она все же гнет свою линию и периодически требует ремонта.
– К поломкам я отношусь очень спокойно – машине 60 лет. Когда человеку исполняется 60, у него тоже что-то начинает болеть и скрипеть, – уверен реконструктор. – Я люблю «Победу» за то, что ее очень легко ремонтировать. У нее нет ни сложной механики, ни электроники – все можно восстановить ключом и молотком.
Во время путешествия до Германии владельцы легендарного ретро чинили своих «ласточек» прямо на ходу. Несмотря на то, что в тур закладывалось дополнительное время на случай поломок и ЧП, водителей ставили в довольно жесткие условия – те, кто не успевал за 24 часа вернуть «Победу» в строй, нагонял колонну по пути.

– Маршрут был выстроен таким образом, что из Крыма мы должны были попасть в Болгарию. А так как Украина сейчас закрыта для проезда российских граждан, то мы вернулись в порт «Кавказ» и вместе с машинами погрузились на паром, – вспоминает Денис Чадаев. – Вместо 40 часов мы ехали шесть суток. Специально для нас с парома убрали несколько цистерн, закрепили наши автомобили, и мы в пути ремонтировали «Победы». Представляете, кругом Черное море, а реконструкторы стучат молотками.

С ремонтом владельцам «Побед» помогали и во всех городах Европы. Денис Чадаев вспоминает, как их колонна случайно забрела в какую-то глухую польскую деревню и приняла частный дом за автостанцию.
– Члены нашей экспедиции быстро рассыпались по территории, даже кофе заказать успели. Пожилой хозяин дома, который ни слова не говорил по-русски, был просто в шоке, – смеется Денис. – Потом увидел наши автомобили и позвал к себе в гараж. Оказывается, он в то время как раз восстанавливал автомобиль Warszawa. Это та же «Победа», производство которой в свое время было передано в Польшу. Помню, мы попросили у него какую-то деталь, он быстро снял ее со своего автомобиля и без лишних вопросов отдал нам.

Адреналин «Победы»
В коллекции почетного ретро Дениса Чадаева числится также «Волга» ГАЗ-22 и «Москвич». Однако из всего автомобильного арсенала он чаще выбирает именно «Победу». По словам реконструктора, его не оставляет ощущение, что едет он не на автомобиле, а на танке Т-34.

– «Победа» ближе всего к душе. Я из нее не вылезал 42 дня, и, само собой, она уже стала семейной историей, – рассказывает автомобилист. – Меня потом часто спрашивали: как же вы так долго были за рулем? Всем отвечаю, что Европу проехал на диване, настолько мягкие и удобные у нее сидения. Всякие гидроусилители руля, кондиционеры – несомненный бонус, который упрощает жизнь современным водителям. Но я даже при наличии альтернативы все равно выбираю свою «Победу». Путешествие на ней – такой адреналин. Въезжая в очередной город Германии, чувствовал себя, как за рычагами первого ворвавшегося в город Т-34. А что касается ремонта... Водители любого авто перед дальней дорогой переживают: будут ли поломки, насколько серьезные. Что думаю перед дорогой я: хватит ли одного запасного бензонасоса или лучше захватить с собой второй?

В очередное дальнее путешествие Денис Чадаев пока не собирается – столь большие дистанции сильно бьют по кошельку. Но если реконструктор из Волгограда все же решится на новое турне, то обещает взять курс на Восток и приехать с «Победой» в Китай.
Фото: Алексей Волхонский