Художнику Олегу Уланову дали всего несколько дней, чтобы освободить галерею «Вернисаж» на улице Советской от своих картин и оставшихся в подсобке багетов. С 1 августа полуподвальное помещение, которое больше 30 лет числилось за волгоградской консерваторией имени Серебрякова, будет выставлено на продажу.
Как рассказал V1.ru художник, уже несколько лет он содержал галерею только на собственные средства – сам латал потолок, ремонтировал полы и спасал картины от частых потопов.
– Консерватория обеспечивала меня только по документам, на деле же я давно не обращался туда даже за лампочками, – рассказывает Олег Уланов. – Какой смысл ходить к ним с протянутой рукой, если на любую просьбу мне отвечали: «Денег нет». Чтобы выжить, я выкупил крохотный участок в предбаннике и стал продавать там краски и багеты. Больших денег это не приносило – хватало только на то, чтобы оплачивать половину суммы за коммунальные услуги. Но чиновники уверены, что я собирал огромные деньги.
Проводя экскурсию по последней в галерее выставке, Олег Уланов вспоминает, сколько картин известнейших во всем мире художников висели на этих нуждающихся в ремонте стенах.
– У нас выставлялись и иностранные мастера кисти, и все члены Союза художников России, – рассказывает Олег Уланов. – Но мы всегда акцентировали внимание на работах студентов и непрофессиональных художников. Здесь они проводили и интересные перформансы, и свои первые выставки. У меня в подсобке хранился огромный фонд – сейчас у меня нет времени на раздумья, и я перевожу все имущество в гаражи. Больше 200 работ успел пристроить в подвал детской галереи.
Олег Уланов уже не может сосчитать, сколько раз у него пытались отнять галерею. Художника выживали и резким повышением арендной платы, и понижением с должности директора до смотрителя с зарплатой в четыре тысячи рублей. Но если раньше на защиту Олега Уланова вставали ректоры консерватории, то сейчас камерный зал в центре города отдали без боя.
– Смещенная с должности ректора консерватории Виктория Давыдова рассказывала, что ей ставили ультиматум: либо подписать документы об отказе от галереи, либо лишиться должности, – уверен Олег Уланов. – Тогда нам все же удалось остановить этот процесс, но 15 июля ко мне пришли представители администрации и приказным тоном объявили о выселении. Хотели, чтобы я вывез все вещи за два дня, но после оттянули переезд на две недели.
Принцип наших чиновников очень прост – выбрать учреждения культуры, за которые никто не заступится, и посильнее надавить. Консерватория стоит на распутье, и, возможно, закрытие моего зала станет первым тревожным звоночком. Также бескомпромиссно из закрепленного за консерваторией зала на проспекте Ленина сейчас выгоняют группу джазистов. Администрации нужны деньги, и они уверены, что пять миллионов от продажи наших помещений их спасут.
Несмотря на оказываемый со стороны администрации прессинг, Олег Уланов все же решил побороться с чиновниками за свой вернисаж.
– Я понимаю, что шансов спасти галерею у меня почти нет. Но все же работаю с юристом, чтобы самому себе сказать: «Я сделал все возможное», – уверенно заявляет Олег Уланов. – Для администрации города я как гвоздь – застрял, а от меня очень нужно избавиться. У меня складывается ощущение, что если я вовремя не соберу все свои вещи, чиновники лично будут выносить все картины и рамки, лишь бы быстрее съехал. Думаю, что они уже нашли покупателя и даже договорились о цене.
Закрытие «Вернисажа» еще на один шаг приблизит Волгоград к культурной деградации, уверен выселяемый художник.
– Когда я только начинал свой творческий путь, на весь город работала всего одна галерея. Постепенно культурная сеть начала расширяться, и выставочные залы появились почти во всех районах, – продолжает Олег Уланов. – Сейчас мы снова движемся к каменному веку, и все наши учреждения культуры либо оптимизируются, либо попросту закрываются. Во всей этой ситуации у меня остается только один вопрос: Волгограду вообще нужна культура?
Фото: Алексей Волхонский