
Эти водители не проклинают тот день, когда сели за руль своих «ретроласточек». Они уверены, что ездят на легендах советского автопрома, и каждый день слышат комплименты от других автомобилистов. V1.ru познакомился с владельцами машин 80-х годов, пробега которых хватит на дорогу до Луны.
Вячеслав Борщ: «Я спас свой “Москвич” от пути на свалку»
В свой старенький «Москвич» с почти полувековой родословной автомобилист Вячеслав Борщ не вложил ни копейки – инженер-механик по профессии, он без труда собрал и новый двигатель, и всю автопроводку.

– Я не скажу, что у меня какая-то страсть к ретроавтомобилям. Денег на дорогие иномарки нет, поэтому и перебираю уже второй «Москвич» подряд, – признается Вячеслав Борщ. – Первый раритет купил всего за три тысячи рублей, а второй забрал бесплатно. Спас от утилизации.

Несколько лет назад законсервированный в гараже раритет привлек воров, которые разобрали его до последнего винта: от легенды советского автопрома остался только кузов и салон.

– Какие-то умельцы взломали гараж моего товарища и разнесли «Москвич» по деталям. Вытащили и колеса, и двигатель, и даже железные панели. Без слез не взглянешь, – вспоминает Вячеслав Борщ. – Друг решил, что с этим хламом уже ничего невозможно сделать и попросил оттащить до ближайшего оврага. А я подумал: почему бы не привести его в божеский вид? Покрасил, поменял все детали, но не стал добавлять каких-то излишков – не понимаю, зачем ее восстанавливать так, чтобы не отходить от нее ни на шаг.

Вячеслав Борщ живет по принципу: машина не роскошь, а средство передвижения. Видимо, из-за этого на капоте слезает краска, которую уже не подобрать в современном автомагазине, а в салоне приходит в негодность обивка.

– Я люблю свой раритет таким, какой он есть, – делится Вячеслав Борщ. – Ремонтирую его по мелочам, но в картинку не превращаю. Видели бы вы, сколько восторга мой «Москвич» вызывает у водителей за рулем дорогих иномарок. Ностальгируют.

Сергей Кузнецов: «Мечтал о “Волге” с самого детства, а теперь прячусь за шторками»
Белоснежная 24-я «Волга» Сергея Кузнецова выглядит как на обложке журнала 80-х годов. Именно такой он увидел ее в юности и с тех пор, меняя «фаршированные» электроникой иномарки, мечтал о советской классике.

– Когда-то у меня был друг на белой «Волге» – мы на этой машине исколесили не один километр, – вспоминает Сергей Кузнецов. – Я водитель по профессии и за свою жизнь поменял несколько десятков машин – когда их число перевалило за 15, просто перестал считать. Было все – и модные навороты, и гидроусилитель руля. А чего-то все равно не хватало.

Когда Сергей увидел пыльную «Волгу», на 42 года забытую в гараже ее прежним владельцем, сразу понял: то, что нужно. Мужчину не испугали ни мелкие сколы на корпусе, ни старая газовая колонка в салоне, ни кучи старых вещей в багажнике.
– Откройте капот и посмотрите – я там специально оставил ее родную краску. Несмотря на то, что ее выпустили в 1974 году, на ней нет ни одной ржавчинки, – с гордостью в голосе говорит Сергей Кузнецов. – Я дотащил ее до своего гаража и за год адаптировал под XXI век. Я же не реконструктор, который гонится за исторической начинкой. Мне важно, чтобы моя ласточка, которую я уже не собираюсь менять, постоянно была на ходу.

К своей мечте на колесах Сергей пообещал не подпускать ни посторонних автослесарей, ни водителей.
– Я, когда еду на своей «Волге», получаю удовольствие. Понимаете, это не русская классика и не навороченная иномарка. Это механика – и то, что все за рулем зависит только от меня, приводит в какой-то детский восторг. Сейчас машина становится все благороднее – моя «Волга» стала настолько популярной, что мне пришлось завесить окна шторками.
Юрий Сквозников: «Моя “копейка” пробежала от Волгограда до Луны»
Чтобы сесть за руль новенького ВАЗ-2101, отец Юрия Сквозникова несколько лет стоял в очереди и в 1978 году наконец поехал за автомобилем в Тольятти.

– Машине почти 40 лет, а я ремонтировал ее всего пару-тройку раз. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, – улыбается Юрий Сквозников. – В коробку вообще никто не лазил – как забрали ее с завода, так и она пыхтит уже сколько лет.

В гараже автолюбителя стоит три автомобиля, но родную «копейку» он возит, что называется, и в пир, и в мир. На ретроавто Юрий Сквозников доехал и до Черноморского побережья, на ней же он поколесил и по Центральной России. Мужчина шутит, что пробега его машины хватит на путь от Волгограда до Луны.

– Многие водители считают меня неудачником – они думают, что если я за всю свою жизнь не смог купить ничего лучше «копейки», то многое потерял. Но у меня есть «Нива» 2000 года выпуска и новая иномарка. Могу точно сказать, что ВАЗ-2101 и надежнее, и вернее, – уверен Юрий Сквозников. – Идет мягче, кушает меньше и с легкостью разгоняется до 140 км/ч. Я тут подумал и решил: тот, кто говорит, что автомобили родом из Советского Союза превратились в автохлам, просто не ездил на моей «копейке».
Александр Трофимов: «Берегу свою “Ниву” больше, чем себя»
Сегодня Александр Трофимов бережет свою «Ниву» 1982 года выпуска от любых опасностей. Еще пару лет назад он смело рассекал на ней по грязи, с головой уходил вброд и не боялся никаких природных аномалий.

– Не машина – зверь, – смеется Александр Трофимов. – Сейчас уже старый, но по-прежнему надежный. Отношения с ней складываются по-разному – когда обзову обидно, когда скажу «моя ласточка».
За 35 лет управления «городским танком» Александр Трофимов так привык к ее мощности, что по привычке загоняет в опасные топи и современные авто.
– Мне сын давал поездить на какой-то новой иномарке. Так люди провожали меня выпученными глазами – на этих машинах не принято так лихачить, – рассказывает Александр Трофимов. – С новым автомобилем мне сложно. Сын спрашивает: «Чего тянешься на третьей?» А я пока знакомого рыка своей «Нивы» не услышу, не могу понять, какую передачу включил.

Мужчина искренне недоумевает, почему его светлую «Ниву» с проржавевшим от времени госномером называют раритетом. В гараже у водителя стоит «Москвич» 1957 года выпуска, который работает как запасной ключик при поломке главного вездехода.
– Если у «Нивы» какая-то деталь выходит из строя, ставлю ее в гараж на ремонт, а сам пользуюсь «Москвичом». Все работает как часы – главное, правильно за машинами ухаживать, – уверен Александр Трофимов. – У меня никогда не было мысли продать свою «Ниву» – это же подарок от мамы. Она много лет откладывала деньги на книжку, чтобы однажды сказать: «Сынок, купи машину». Вот с тех пор я с этим подарком и не расстаюсь.
Фото: Виктория Рындина