15 октября главная высота России — Мамаев курган — отметит свой большой юбилей. Накануне 50-летия V1.ru вспоминает историю масштабной и монументальной стройки известного мемориального комплекса.
— Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана.
С этими словами Леонид Брежнев ровно полвека назад открыл знаменитый ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.
Еще во время войны на месте самого известного в России монумента появилась братская могила с обелиском и гипсовой фигурой солдатки в плащ-палатке, возлагающей цветы к могиле сотен бойцов. В начале 50-х годов на вершине Мамаева кургана установили башню легендарного Т-34.
— 2 февраля 1958 года на Мамаевом кургане прошла торжественная закладка будущего мемориала. А вслед за этим праздничным событием начались тяжелые рабочие будни, — рассказывает заместитель заведующего экскурсионным отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Алена Уткина. — Почти весь год саперы обезвреживали территорию Мамаева кургана от 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб.
«Родина-мать» в миниатюре
Монумент «Родина-мать» высотой всего пять метров. Сегодня это кажется случайной оговоркой или грубой ошибкой. Но история самого знаменитого во всей стране памятника начиналась именно с этого миниатюрного образца. Далеко не сразу «Родина-мать» выросла до своих 52 метров.
— Строительство мемориального комплекса велось девять лет, и аппетит к скульптору Евгению Вучетичу приходил во время еды, –— уверена Алена Уткина. — Сначала авторская группа планировала установить на вершине Мамаева кургана совершенно другую скульптуру. По их замыслу, рядом с фигурой матери-Родины, которая гордо подняла знамя Победы и сноп колосьев, припал на колено солдат.
Кардинально изменив проект и остановившись на известной всему миру фигуре с мечом в руках, Евгений Вучетич отмерил ей 35 метров роста и лишь спустя какое-то время решил возвысить «Родину-мать» на 52 метра.
— Когда архитекторы перекроили свою концепцию и в два раза увеличили вес фигуры, ее фундамент был уже готов, — уточняет Алена Уткина. — Для прочности рабочие сделали пригрузку холма грунтом в 150 тысяч тонн.
Евгений Вучетич кардинально менял проекты и других монументов растущего на глазах мемориального комплекса. Так, по его первоначальному замыслу, музей-панорама «Сталинградская битва» должен был встать на место Пантеона славы.
— Здание в то время уже вывели кирпичной кладкой и сделали внутри него смотровую площадку, — комментируют в музее. — Но неожиданно в октябре 1963 года авторская группа принимает новое решение: вместо музея-панорамы на этом месте будет открыт Пантеон славы. Пока готовились новые чертежи, рабочие опустили наружную кладку до восьми метров и разобрали смотровую площадку до пола вестибюля.
Замурованная история
Первый отзыв о новом архитектурном ансамбле в красной книге с металлическим наличником оставили высокие гости: под коллективной похвалой нового мемориального комплекса подписалась вся делегация во главе с Леонидом Брежневым. Отдельный комментарий о проделанной архитекторами работе на открытии мемориала оставил и генерал-полковник Александр Родимцев.
— Первым лицам государства было за что похвалить и авторскую группу, и рабочих, которые трудились на мемориале в три смены, — уверены в музее-заповеднике «Сталинградская битва». — Начав строительство «Родины-матери» в 1959 году, строители по лекалам на фанерных листах делали наружную гипсовую опалубку. Со временем ее наращивали и уплотняли в бетон. Специально для этих работ в 1964 году на заводе «Газоаппарат» открылся новый цех.
В год 20-летия Победы рабочие наконец приступили к долгожданному возведению монумента. Бетонирование тела «Родины-матери» проводилось четыре месяца в две смены. Третью смену сотрудники «Сталинградгидростроя» посвящали уборке территории от гор накопившегося мусора.
— Даже спустя полвека после открытия мемориального комплекса мы находим новые и очень интересные детали, — продолжает сотрудница музея-панорамы «Сталинградская битва» Алена Уткина. — Например, кожаный головной убор, в котором ходили строители «Родины-матери». Интересно, что нашли его только сейчас. Внутри скульптуры переносили служебный кабинет, а в прежней комнате, как в кладовке, оставили все ненужные вещи и намертво замуровали. Пока внутри скульптуры идет реставрация, рабочие увидели на чертежах неизвестное помещение и спустя десятилетия открыли его.
Пущей монументальности и величия добавляют скульптуре именно маленькие и, казалось бы, несущественные детали. Например, старый аппарат для связи внутри монумента, который в музее-заповеднике «Сталинградская битва» нашли специально к юбилею мемориального комплекса.
— Внизу у него есть несколько кнопок: голова, рука, меч. Когда инженерная группа выходит в другую часть скульптуры, она держит связь со своими коллегами, — уточняет Алена Уткина. — Одним из самых ценных экспонатов, который подводит черту под строительством этого грандиозного комплекса, я считаю копию документа, исписанного крупным размашистым почерком Евгения Вучетича. Известный скульптор-монументалист ставит точку в строительстве Мамаева кургана и предлагает назвать новый ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
Фото: Степан Курунин