Волгоградцы без лишних эмоций обсудили проект московских архитекторов, которые намерены благоустроить центр города и сделать его почти полностью пешеходным. Всем несогласным сами горожане предложили переехать в отдаленные районы города.
Как сообщает V1.ru, второе публичное обсуждение проекта оказалось куда более спокойным и конструктивным. В целом согласившись с новой концепцией развития жилых дворов, улицы Комсомольской и Мира, горожане внесли свои предложения. Велоактивист Михаил Соломонов заговорил о ширине велосипедных дорожек, для примера вспомнив о благоустроенном городе Альметьевске.
— У нас здесь не Альметьевск, а город-миллионник, — парировал руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Эдвин Петров. — Проектировщики сделали ширину велодорожек в рамках существующих норм. Они работают по тому техническому заданию, которое получили. Дорожки шириной 2,20 метра на улице Комсомольской не будет. Это можно понять уже сейчас.
Защитника памятников Валерия Котельникова больше интересовал ремонт фасадов исторических зданий. Председатель регионального отделения общества охраны памятников уверен, что отложенная до двадцатых годов реконструкция перечеркнет работу московских проектировщиков.
— Что получится, если ребята воплотят в жизнь свой замечательный проект и при этом оставят обшарпанные фасады домов? — задавал вопросы Валерий Котельников. — Когда, например, отреставрируют здание школы №83? Этой даты не знает никто. Почему мы делаем все в таком рассинхроне: сначала благоустраиваем улицы, а потом беремся восстанавливать исторические здания?
Жителей домов в центре города больше интересовали бытовые вопросы: установят ли к приезду иностранных туристов мобильные туалеты или все футбольные болельщики выстроятся в очередь к их подъездам?
— Можете не беспокоиться. Вопрос с туалетами уже решен, — успокоил горожан Эдвин Петров.
Волгоградцам, которые противились благоустройству и с большим скепсисом оценивали новые проекты с кафе и летними террасами, участники обсуждений предложили сменить место жительство, уехав куда-нибудь подальше от центра города.
— Сурский сквер сегодня — позор нашего города, в котором сохранились какие-то остатки асфальта 60-х годов, — уверен владелец креативного пространства «ЛОФТ1890» Денис Шилихин. — С тех пор рука человека его не касалась. Если люди хотят жить комфортно, они могут продать квартиру в центре и за гораздо меньшие деньги купить жилье в каком-нибудь новом жилом комплексе и свободно ездить на своих машинах. Но ведь жизнь в центре — это осознанный выбор, у которого есть плюсы и минусы.
Опешившим волгоградцам консервативных взглядов оставалось лишь предложить не тратить миллионы федеральных денег и оставить запущенный Сурский сквер в таком же неприглядном виде. Горожан, которые все же согласились с новыми концепциями, куда больше интересовал вопрос: «Когда грандиозные проекты будут реализованы»? По словам чиновников, город будет преображаться в несколько этапов. Первых заметных изменений горожанам можно ждать уже в 2018 году.
А вот сами разработчики на вопрос о начале реализации проекта и его стоимости ответить затруднились.
— КБ «Стрелка» занимается разработкой технического задания и организацией сопряженной с реализацией процессов. Бюро «Модуль» разрабатывает дизайн-проекты на основании технического задания, предоставленного «Стрелкой». Создание проектно-сметной документации и строительство осуществляется по распоряжению городской администрации, поэтому сроки реализации и стоимость проекта известна только ей.
Отметим, что в ходе открытого голосования за лучшие проекты команда бюро «Модуль» стала победителем и получила возможность разрабатывать несколько проектов благоустройства Волгограда.
— В рамках открытого национального архитектурного конкурса Агентство ипотечного жилищного кредитования, минстрой России и администрация города Волгограда составили план приоритетных участков, предполагаемых для последующего благоустройства. Эти участки были выбраны в ходе большого пласта исследований. Проводились антропологические исследования путём серий глубинных интервью с местными жителями и экспертами, ГИС-аналитика, натурные исследования и другие. Все эти данные, во-первых, помогли определить городские территории, выпадающие из жизни Волгограда, но достойные стать его новыми символами. Во-вторых, они легли в основу технического задания на конкурс. Команда бюро «Модуль» планирует создать комфортную для жителей среду через деликатное проектирование, акцентирование существующей архитектуры и решения, удовлетворяющие запросы всех сторон: жителей, туристов, автомобилистов, представителей местного бизнеса и других.
Проект благоустройства предполагал установку во дворах многоквартирных домов мангалы, чтобы волгоградцы смогли пожарить на костре шашлык или приготовить барбекю. Однако местные жители отказались от такой идеи.
— Мангальные зоны были в числе опциональных модулей, которые горожане сами выбирают для установки. Вообще, если это санкционированное и обустроенное место, отвечающее всем необходимым требованием безопасности, то установка мангалов возможна. Во время совместных общественных слушаний жители не выбрали эти модули и предпочли другие, соответственно, их не будет в проекте.
Решение бюро «Модуль» убрать во дворах центра города громоздкие мусорные баки волгоградцы восприняли с большим пониманием, как и предложение разгрузить хаотичные парковки.
— Мы никогда не собирались убирать мусорные баки, как писали некоторые СМИ. Мы предлагаем заменить огромные открытые мусорные контейнеры (бункеры) на современные компактные контейнеры с крышкой и под навесом. Целесообразно расположить их не в одном месте как сейчас, а в удобном доступе у каждого дома. Мусороуборочные машины, как и остальной спецтранспорт, такой как скорая и пожарная, смогут также беспрепятственно двигаться по территории вблизи домов, — рассказали V1.ru в команде бюро «Модуль». — Все жители одобрили установку шлагбаумов, во дворах будут преимущественно парковаться только автомобили жильцов, поэтому выделенных парковочных мест им хватит. Дополнительные парковочные места предлагается устроить на улице Мира за счет и так занятых крайних полос.
При внесении изменений в проект после июльских публичных слушаний КБ «Стрелка» пришлось отказаться от идеи наземных пешеходных переходов на улице Комсомольская.
— Изначально проектом предполагалась связь трёх дворов с сохранившейся в них Царицинской застройкой в единый пешеходный маршрут. Он должен был связать железнодорожный вокзал и сквер имени Симбирцева, от которого планировался пешеходный переход через Комсомольскую улицу. Его предполагалось регулировать светофором. На сегодняшний день ситуация изменилась, так как третий двор — улица Мира, 20 и Комсомольская, 10 — делается не по нашему проекту.
Создание пешеходной зоны на улице Мира по проекту КБ «Стрелка» не предполагает постоянное ограничение движения автотранспорта.
— На сегодняшний день создание на улице Мира от площади Павших Борцов до улицы Краснознаменской пешеходной зоны невозможно по причине отсутствия альтернативных проездов, которые разгрузили бы центр города. Проект не подразумевает создание постоянной пешеходной улицы и допускается только временное перекрытие движения автотранспорта на улице Мира в праздничные и, возможно, выходные дни для проведения культурно-массовых мероприятий.
Если этот эксперимент приживется в городе, то можно будет говорить и планировать создание полноценной пешеходной улицы на постоянной основе.
Московские архитекторы предлагают благоустроить улицу Комсомольскую, замостив её гранитом и оборудовав парковочными местами.
— Участок, который мы разрабатывали, начинается от проспекта имени В. И. Ленина до улицы маршала В. И. Чуйкова, также он включает площадь центрального банка. В его границах предполагается создание комфортной городской среды с необходимой шириной тротуара, зеленой буферной полосой с досаживаемыми деревьями, велодорожки. С обеих сторон вдоль Комсомольской улицы за счет оптимизации проезжей части согласно современным нормативам хочется оборудовать парковочные места. Наш участок должен стать частью масштабного благоустройства улиц города, подготовленного администрацией Волгограда, и частично основан на решениях местных проектировщиков.
Разработчиками проекта планируется озеленить центр города-героя по индивидуальному плану.
— В каждом случае решения по озеленению индивидуальные и, соответственно, перечень насаждений также индивидуален. Но можно выделить некоторые общие принципы для всех проектов: восстановление пробелов в существующих линейных посадках, досаживание деревьев в группы, создание клумб и визуальных композиций с учетом сезонности.
Для велосипедистов предлагается проложить отдельные маршруты, объединив их с уже действующей велодорожкой на улице Чуйкова.
— Специально выделенные велодорожки с резиновым покрытием предполагается сделать с обеих сторон по Комсомольской улице и соединить их с уже существующим веломаршрутом вдоль набережной. Мы и консультирующие нас местные эксперты надеемся, что это даст старт для будущего развития качественной велодорожной сети в Волгограде.
Отметим, что презентованный летом проект архитекторов из московского бюро Modul совместно с КБ «Стрелка» предлагал разделить центр Волгограда на зоны для туристов и местных жителей. Территория была разделена на три участка: «Анастасийская» — с дворами по адресу: Коммунистическая, 16, Мира, 4 и Гоголя, 4. «Софийская» с домами на улице Ленина, 15 и Мира, 8. «Надеждинский» — дворы на Комсомольской, 10 и Мира, 20. Главная идея проекта — очистить дворы от самовольных парковок и высоких заборов, а также благоустроить прилегающую территорию.
Фото: Конструкторское бюро "Модуль"