
В мемориально-историческом музее Волгограда открылась выставка «Время, город, мода 1917». В экспозиции представлены уникальные костюмы, платья и другие образцы одежды, в которых ходили прадедушки и прабабушки волгоградцев.
Как рассказал V1.ru директор мемориально-исторического музея Анатолий Гордияш, многие вещи представленные на выставке, долгое время находились в частных коллекциях волгоградцев.
— 100 лет назад Российская империя пережила великие потрясения. Глобальные изменения, произошедшие за время Первой мировой войны, революции 1917 года, военного коммунизма и НЭПа, коснулись городской и повседневной жизни, — поделился Анатолий Гордияш. — Революция 1917 года предала забвению многие тенденции моды российской империи. Новый властный режим не был наследником старого и губил традиции жестоко и беспощадно.
При создании выставки «Время, город, мода 1917» сотрудники музея постарались показать, как формировался зрительный образ жителей нашего города под влиянием общественной и политической обстановки. Мы постарались связать выставку с историей и концепцией музея. Во всех наших залах представлены образцы одежды и обмундирования. Хотелось бы подчеркнуть, что во время тяжёлых изменений столетней давности, женщины Царицына старались оставаться элегантными.

На выставке помимо одежды представлены фотографии, журналы и другие раритетные вещи, которые до этого хранились в Новониколаевском районном историко-краеведческом музее и музее-заповеднике «Сталинградская битва». Художественный образ экспозиции создал доцент кафедры графики и дизайна ВГСПУ, член союза художников России Владимир Григорьев.
— Задуманная концепция дала возможность для широких художественных возможностей. Представленная тема неординарная интересная: одежда, мода. Это неотъемлемые компоненты эпохи, и хотелось, чтобы сознание посетителей не оказалось в магазине или торговых рядах, а чувствовалась психология того времени.
Экскурсовод мемориально-исторического музея Елена Лепкова отметила, что до революции царицынские модницы старались не отставать от европейских трендов.
—1917 год разделил политику, экономику и простую жизнь человека на две части, до и после. Мода как один из элементов культуры претерпела эти изменения. Если мы говорим о дореволюционной эпохе, то это красивые изысканные платья, а после революции уже присутствует конструктивизм. Подобные изменения происходили не только в нашей стране, но именно в Советском Союзе это происходило наиболее радикально. Идеология заставляла изменить полностью сознание мужчин и женщин развиваться по-новому, но многие тенденции, особенно в упрощении костюма и демократизации моды присутствовали и в европейских державах, — рассказала Елена Лепкова. — Тенденция к демократизации моды прослеживается ещё с начала 20 века. В это время отмечается два направления. Первая — это показать женщину утончённой в художественном образе нимфы, богини, но ни в коем случае не человеком. Мода была призвана подчеркнуть эту эфемерность и изысканность. Это достигалось путём стягивания корсетов талии. В то время в моде были женщины невысокого роста до 160 сантиметров с достаточно объёмной грудью. Талия утягивалась до 45 сантиметров. Это считалось эталоном. Талия женщины должна была соответствовать толщине шеи кавалера. Все старались стремиться к такому эталону.
На выставке приоритет отдаётся женской моде, так как её изменения после революции 1917 года больше всего коснулись именно представительниц прекрасного пола.
— Подлинный жакет начала XX века. Сделан из шёлковой тафты по индивидуальному заказу. В корсете присутствует китовый ус. Вышивка ручной работы. Подчёркивают индивидуальность новоделы, дополняющие образ к требованиям моды той эпохи.
— Другой тенденцией была демократизация: упрощение костюма и более свободный покрой. Всё это шло из Парижа. Женская мода ориентируется на столицу Франции и Вену, а мужская ориентирована на Лондон.

Из Франции пришло пальто-тальма. Это тёплая накидка без рукавов, начала 20 века. Его одевали в холодное время года, а женские ручки грелись в муфте.
Модные туфли имели острый нос и небольшой каблук, обувь была на шнуровке. Это распространённое для жительниц Царицына сапожки-гусарики. Размер очень маленький 32-33. Что говорит о миниатюрности царицынских красавиц. Свой образ они дополняли сумочками.
На выставке представлены фотографии царицынских женщин, титульные листы журналов того времени и журнал для хозяйки 1915 года, в которых женщины черпали новые тенденции моды. Там помимо нарядов, публиковались образцы выкройки, из которой можно было заказать себе одежду.

В экспозиции представлен небольшой технологический комплекс царицынского фото ателье. Костюмы-новоделы можно потрогать посетителям музея. Сто лет назад в них фотографировались. Интерьер соответствует духу времени.


Богатые горожанки могли себе позволить декоративные столики, в которых хранили свои драгоценности и аксессуары: платочки, заколки, кружева, сумочки.
Иллюстрации из журнала «Парижские моды» пользовались большой популярностью у царицанок.
Уникальному костюму 120 лет. Он подчёркивает тенденцию к свободному крою и упрощению. Костюм из Новониколаевского краеведческого музея. Его носила богатая жительница.

После революции 1917 года многие могли позволить себе кожаный наряд, который носили сотрудники ЧК: короткую кожаную юбку, куртку и фуражку. Ставший легендарным наряд чекистов появился ещё во время Первой мировой войны. Союзники по Антанте присылали большое количество кожаных курток для моторизованных частей. После революции большевики обнаружили их в многочисленном количестве на складах русской армии и стали раздавать сотрудникам ЧК в качестве обмундирования. Данная куртка принадлежала сотруднице царицынского ЧК Клавдии Иванниковой.

По словам Елены Лепковой, гражданская мода 20-х годов прошлого века ориентировалась на Европу и дореволюционные тенденции. Представленные на выставке платья вызывают ассоциации с фильмом «12 стульев», в котором Эллочка-Людоедка примеряет мех, заявляя что это мексиканский тушкан.

После революции многие модельеры уехали из страны. Одной из немногих кто остался, стала Надежда Ламанова. До революции она шила одежду элите, в том числе великим княгиням и императрице, а после 1917 года стала сотрудничать с советским правительством над созданием образа советских людей в новом государстве. В 1923 году она открыла ателье мод. В его создании принимали участие известные художники, в том числе Петров-Водкин, Кустодиев и другие. Эскизы и модели представлены в экспозиции.
До Царицына тенденции столичной моды не доходили. В провинции мужчины в 20-30 годы одевались, как и до революции. Стандартной одеждой была косоворотка, рубаха ремесленника, ремень.
В 30-40 годы продолжается тенденция к упрощению Советские женщины стараются одеваться красиво и удобно. Ощущалась нехватка в тканях. Большое количество ситцевых тканей постепенно появляется на прилавках магазинов. Популярны цветочные расцветки, оригинальные шляпки и кофточки.

Фильдеперсовые чулочки сильно отличаются от тех, которые снял в своём фильме «Сталинград» Фёдор Бондарчук. Женщины мечтали о таких чулках, чтобы похвастаться на дискотеках перед сильным полом.

— Мужчины в это время носили галифе, пиджаки и пальто, оригинальные шарфы и главный символ того времени «восьмиклинки». Более старшее поколение ещё помнит самые модные кепки 40-х годов, рассказали в мемориальном историческом музее. — Советское правительство стремилось улучшить повседневную жизнь наших жителей, но долгие десятилетия мода была не в чести. Она считалась чем-то буржуазным, ушедшим. Мода 20-30-х годов была призвана не украшать человека, а способствовать его профессиональному и карьерному росту для улучшения экономической и политической жизни нашей страны.
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Фото: Виктор Ястребов