Сейчас Питомник и внешне и по сути соответствует своему названию — здесь, в Городищенском районе Волгоградской области, раскинулись большие сельскохозяйственные угодья. Обычные поля, где на своих или арендованных землях трудятся фермеры. Правда, иногда жалуются на популярность этих полей у так называемых копателей — едут сюда со всей страны. И до сих пор находят, даже 75 лет спустя, «трофеи» Великой Отечественной войны.
Подобравшись к Сталинграду, вермахт оборудовал здесь для своих нужд несколько аэродромов: Большая Россошка, Басаргино, Воропоново, Гумрак и крупнейший — Питомник. Он мог принимать даже самые тяжелые транспортные самолеты, причем как днем, так и ночью.
6-я армия захватила Питомник в сентябре 1942 года после объединения с 4-й танковой армией. Аэродром был оснащен системой противовоздушной обороны, кроме того его защищали истребители 3-й истребительной эскадры «Удет».
3-я истребительная эскадра «Удет» (Jagdgeschwader 3 Udet, JG3) — эскадра истребителей люфтваффе. Названа в честь лётчика-аса Первой мировой войны Эрнста Удета. Эскадра была сформирована в 1939 году. Во время Второй мировой войны участвовала в Битве за Британию, Сталинградской битве, битве на Курской дуге, в операции «Боденплатте», в битве за Берлин.
Сами немцы неслучайно называли Питомник сердцем своей армии. Здесь были размещены важные штабы и узлы связи, группа управления полетами, штаб по снабжению, интендантство и подземные склады с продуктами. Здесь же располагался эвакогоспиталь, куда свозили раненых и больных для последующей эвакуации по воздуху, а также центральный пересыльный пункт — место сбора солдат, отставших от частей.
Изначально для поддержания боеспособности армии Паулюса планировалось получение 750 тонн различных грузов ежедневно, однако очень скоро выяснилось, что реальная цифра значительно меньше — порядка 300 тонн в день. Но и эта норма не выполнялась. Снабжение по воздуху не оправдало возложенных на него надежд: не хватало машин, а главное, советские ВВС организовали весьма грамотную воздушную блокаду Сталинградского «котла». Аэродромы подвергались регулярным штурмам и бомбардировкам, воздушное пространство было разделено на четыре зоны с четкими задачами для авиации в каждой из них.
Первой зоной стало внешнее кольцо окружения — там располагались немецкие аэродромы снабжения: Морозовская, Тацинская, Сальск, Новочеркасск, Ростов. Вторая зона находилась между внешним и внутренним фронтами окружения, по этому воздушному коридору немцы пытались прорваться к Сталинграду. Третья зона размещалась непосредственно внутри «котла», здесь немцев ждали советские зенитные орудия. А четвертая зона накрывала сам «котел». Немецкие самолеты перехватывались по пути в Сталинград — на организацию постоянного сопровождения истребителями не было средств, поэтому транспортная авиация несла большие потери. Аэродромы внутри котла подвергались постоянным бомбардировкам.
Во время штурма Питомника геройски погиб летчик 13-го истребительного авиационного полка 201-й истребительной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта капитан Николай Абрамашвили. 30 ноября 1942 года командир эскадрильи Абрамашвили повел шестерку истребителей на сопровождение самолетов Ил-2, летевших на штурмовку аэродрома Питомник. В бою был подбит и направил горящий самолет на большое скопление немецкой боевой техники и живой силы. Лишь в 1995 году, спустя 53 года, Николаю Абрамашвили было присвоено звание Героя Российской Федерации. Посмертно.
16 января 1943 года аэродром Питомник был занят войсками Красной армии. В боевом донесении 91-й танковой бригады, действовавшей совместно с частями 23 и 304-й стрелковых дивизий, сообщалось об обнаружении на аэродроме «до 300 самолетов, большой массы автомашин и другого аэродромного оборудования». Позже появилась более точная цифра — 371 самолет, причем большинство — в исправном состоянии.
В донесении особо отмечалось: «Имеется много пленных, причем характерной чертой являются слабое сопротивление и добровольная сдача в плен». Немецким солдатам было не до сопротивления. 10 января началась операция «Кольцо» — после мощной артподготовки советские войска атаковали западную часть оборонительных позиций 6-й армии Паулюса. И по так называемой дороге смерти из Сталинграда к Питомнику потянулись обессиленные, раненые, отчаявшиеся солдаты некогда блистательной армии. Но и эти восемь километров удалось пройти не всем — дорога к аэродрому была усеяна телами и обломками повозок и автомобилей.
Из воспоминаний выжившего солдата вермахта Рудольфа Карла: «Перед нами была взлётно-посадочная полоса аэродрома Питомник. Время от времени мимо нас проезжали грузовики. Но вскоре силы вновь покинули меня. У откоса сидело много немецких солдат, абсолютно измождённых, ожидавших смерти. Говорят, белая смерть милосердна. Установилась необычная, странная тишина. Быть может это была прострация, в которой боль, голод, страдания и тоска по дому наконец-то кончаются».
Желающих улететь было несоизмеримо больше, чем могли забрать с трудом приземлявшиеся самолеты. За место в самолете дрались, и остановить обезумевших немцев не могли даже полевые жандармы с оружием в руках. Самолеты взлетали под огнем советской артиллерии. Оставшиеся немцы умирали от ран и замерзали прямо на полосе.
Из книги Мансура Абдулина «160 страниц из солдатского дневника»: «И вот с боем мы врываемся в местечко Питомник. Сколько жив буду, не забыть мне то аэродромное поле в Питомнике. Фашисты свезли сюда своих раненых, но эвакуировать их в Германию не успели. Раненые немцы погибали, замерзая на запорошенном снегом бетоне. Тысячи людей, замерзающих заживо... Некоторые ползли по аэродромному полю, опираясь на руки, с которых уже отвалились пальцы...»
В хуторе Питомник, недалеко от аэродрома, немцами был организован один из трех лагерей сталинградского «котла» для содержания пленных советских солдат. Отсюда были освобождены лишь несколько сотен из многих тысяч советских солдат — все в последней степени истощения. Спасти большинство из них не удалось. В декабре 1942 года, оказавшись в окружении, немцы перестали выдавать пленным какую-либо еду и воду.
После потери Питомника и Гумрака немцам оставалось лишь сбрасывать грузы с помощью парашютов, но, куда они падали и кому доставались, решал случай, и далеко не всегда в пользу остатков немецкого войска. «Кольцо» сжималось все сильнее, приближалось 2 февраля — день победы в Сталинградской битве.
Георг Шентке был сбит зенитной артиллерией 25 декабря 1942 года в районе Сталинграда. На тот момент на его личном счету было множество сбитых самолетов. Выпрыгнув с парашютом, он приземлился в расположение русских войск, где был забит до смерти взявшими его в плен бойцами. После этого случая вышла директива по Донскому фронту, запрещавшая самосуд над сбитыми и пленными немецкими летчиками.
Местонахождение: Волгоградская область, Городищенский район, примерно в 5 км от поселка Питомник.
Узнавайте новости через мессенджер. Делитесь с друзьями всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1