Город летопись «Поля изрытые лежат»: что помнит Питомник под Волгоградом

«Поля изрытые лежат»: что помнит Питомник под Волгоградом

Один из главных немецких аэродромов времен ВОВ сейчас, как и когда-то давно, — простое мирное поле

Сейчас поля Питомника выглядят более чем мирно

Сейчас Питомник и внешне и по сути соответствует своему названию — здесь, в Городищенском районе Волгоградской области, раскинулись большие сельскохозяйственные угодья. Обычные поля, где на своих или арендованных землях трудятся фермеры. Правда, иногда жалуются на популярность этих полей у так называемых копателей — едут сюда со всей страны. И до сих пор находят, даже 75 лет спустя, «трофеи» Великой Отечественной войны.

Подобравшись к Сталинграду, вермахт оборудовал здесь для своих нужд несколько аэродромов: Большая Россошка, Басаргино, Воропоново, Гумрак и крупнейший — Питомник. Он мог принимать даже самые тяжелые транспортные самолеты, причем как днем, так и ночью.

Немецкий дальний разведчик-бомбардировщик Фокке-Вульф Fw.200 «Кондор», захваченный советскими войсками на аэродроме Питомник

6-я армия захватила Питомник в сентябре 1942 года после объединения с 4-й танковой армией. Аэродром был оснащен системой противовоздушной обороны, кроме того его защищали истребители 3-й истребительной эскадры «Удет».

3-я истребительная эскадра «Удет» (Jagdgeschwader 3 Udet, JG3) — эскадра истребителей люфтваффе. Названа в честь лётчика-аса Первой мировой войны Эрнста Удета. Эскадра была сформирована в 1939 году. Во время Второй мировой войны участвовала в Битве за Британию, Сталинградской битве, битве на Курской дуге, в операции «Боденплатте», в битве за Берлин.

Сами немцы неслучайно называли Питомник сердцем своей армии. Здесь были размещены важные штабы и узлы связи, группа управления полетами, штаб по снабжению, интендантство и подземные склады с продуктами. Здесь же располагался эвакогоспиталь, куда свозили раненых и больных для последующей эвакуации по воздуху, а также центральный пересыльный пункт — место сбора солдат, отставших от частей.

Погрузка раненых немецких солдат

Изначально для поддержания боеспособности армии Паулюса планировалось получение 750 тонн различных грузов ежедневно, однако очень скоро выяснилось, что реальная цифра значительно меньше — порядка 300 тонн в день. Но и эта норма не выполнялась. Снабжение по воздуху не оправдало возложенных на него надежд: не хватало машин, а главное, советские ВВС организовали весьма грамотную воздушную блокаду Сталинградского «котла». Аэродромы подвергались регулярным штурмам и бомбардировкам, воздушное пространство было разделено на четыре зоны с четкими задачами для авиации в каждой из них.

Прогрев двигателей Ju-52 под Сталинградом

Первой зоной стало внешнее кольцо окружения — там располагались немецкие аэродромы снабжения: Морозовская, Тацинская, Сальск, Новочеркасск, Ростов. Вторая зона находилась между внешним и внутренним фронтами окружения, по этому воздушному коридору немцы пытались прорваться к Сталинграду. Третья зона размещалась непосредственно внутри «котла», здесь немцев ждали советские зенитные орудия. А четвертая зона накрывала сам «котел». Немецкие самолеты перехватывались по пути в Сталинград — на организацию постоянного сопровождения истребителями не было средств, поэтому транспортная авиация несла большие потери. Аэродромы внутри котла подвергались постоянным бомбардировкам.

Немецкий разведчик

Во время штурма Питомника геройски погиб летчик 13-го истребительного авиационного полка 201-й истребительной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта капитан Николай Абрамашвили. 30 ноября 1942 года командир эскадрильи Абрамашвили повел шестерку истребителей на сопровождение самолетов Ил-2, летевших на штурмовку аэродрома Питомник. В бою был подбит и направил горящий самолет на большое скопление немецкой боевой техники и живой силы. Лишь в 1995 году, спустя 53 года, Николаю Абрамашвили было присвоено звание Героя Российской Федерации. Посмертно.

«После налета нашей авиации»

16 января 1943 года аэродром Питомник был занят войсками Красной армии. В боевом донесении 91-й танковой бригады, действовавшей совместно с частями 23 и 304-й стрелковых дивизий, сообщалось об обнаружении на аэродроме «до 300 самолетов, большой массы автомашин и другого аэродромного оборудования». Позже появилась более точная цифра — 371 самолет, причем большинство — в исправном состоянии.

Аэродром, оставленный противником

В донесении особо отмечалось: «Имеется много пленных, причем характерной чертой являются слабое сопротивление и добровольная сдача в плен». Немецким солдатам было не до сопротивления. 10 января началась операция «Кольцо» — после мощной артподготовки советские войска атаковали западную часть оборонительных позиций 6-й армии Паулюса. И по так называемой дороге смерти из Сталинграда к Питомнику потянулись обессиленные, раненые, отчаявшиеся солдаты некогда блистательной армии. Но и эти восемь километров удалось пройти не всем — дорога к аэродрому была усеяна телами и обломками повозок и автомобилей.

Из воспоминаний выжившего солдата вермахта Рудольфа Карла: «Перед нами была взлётно-посадочная полоса аэродрома Питомник. Время от времени мимо нас проезжали грузовики. Но вскоре силы вновь покинули меня. У откоса сидело много немецких солдат, абсолютно измождённых, ожидавших смерти. Говорят, белая смерть милосердна. Установилась необычная, странная тишина. Быть может это была прострация, в которой боль, голод, страдания и тоска по дому наконец-то кончаются».

«Каски фрицев»

Желающих улететь было несоизмеримо больше, чем могли забрать с трудом приземлявшиеся самолеты. За место в самолете дрались, и остановить обезумевших немцев не могли даже полевые жандармы с оружием в руках. Самолеты взлетали под огнем советской артиллерии. Оставшиеся немцы умирали от ран и замерзали прямо на полосе.

Из книги Мансура Абдулина «160 страниц из солдатского дневника»: «И вот с боем мы врываемся в местечко Питомник. Сколько жив буду, не забыть мне то аэродромное поле в Питомнике. Фашисты свезли сюда своих раненых, но эвакуировать их в Германию не успели. Раненые немцы погибали, замерзая на запорошенном снегом бетоне. Тысячи людей, замерзающих заживо... Некоторые ползли по аэродромному полю, опираясь на руки, с которых уже отвалились пальцы...»

В хуторе Питомник, недалеко от аэродрома, немцами был организован один из трех лагерей сталинградского «котла» для содержания пленных советских солдат. Отсюда были освобождены лишь несколько сотен из многих тысяч советских солдат — все в последней степени истощения. Спасти большинство из них не удалось. В декабре 1942 года, оказавшись в окружении, немцы перестали выдавать пленным какую-либо еду и воду.

У сбитого транспортного самолета

После потери Питомника и Гумрака немцам оставалось лишь сбрасывать грузы с помощью парашютов, но, куда они падали и кому доставались, решал случай, и далеко не всегда в пользу остатков немецкого войска. «Кольцо» сжималось все сильнее, приближалось 2 февраля — день победы в Сталинградской битве.

Обер-лейтенант, кавалер Рыцарского креста Георг Шентке из JG 3 Udet со своим самолетом Bf109G на аэродроме Питомник, сентябрь 1942 г.

Георг Шентке был сбит зенитной артиллерией 25 декабря 1942 года в районе Сталинграда. На тот момент на его личном счету было множество сбитых самолетов. Выпрыгнув с парашютом, он приземлился в расположение русских войск, где был забит до смерти взявшими его в плен бойцами. После этого случая вышла директива по Донскому фронту, запрещавшая самосуд над сбитыми и пленными немецкими летчиками.

Местонахождение: Волгоградская область, Городищенский район, примерно в 5 км от поселка Питомник.

Узнавайте новости через мессенджер. Делитесь с друзьями всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Иначе не хайпово»: политолог прокомментировал слова Мизулиной о переименовании Волгограда в Сталинград
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления