В Дзержинском районе Волгограда на шоссе Авиаторов во время ремонта здания Академического колледжа закрыли фасадной плиткой мозаику волгоградского скульптора Глеба Вяткина, сделанную в 1975 году.
— Мозаика со временем частично разрушилась. Её восстановление стоит очень дорого, — рассказал V1.ru ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко. — В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу решили отложить восстановление мозаики до лучших времён. Она интересна как наследник эпохи. Но никакой подтверждённой художественной ценности не имеет. Мы уберегли её от дальнейшего разрушения от атмосферных воздействий.
В комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области сообщили, что мозаика на здании по адресу шоссе Авиаторов, 6 не является объектом культурного наследия.
— По всей видимости, мозаика была сделана на здании бывшего завода «Аврора», построенного в 70-х годах прошлого века, — пояснили в комитете госохраны. — Оно не включено в перечень объектов культурного наследия региона, поэтому государственной охране не подлежит, и собственник вправе проводить ремонт фасада по своему усмотрению.
Автор исторической мозаики Глеб Вяткин философски относится к отношению современников к его работе.
— Культура упала сейчас очень сильно. Народ весь в татуировках. Из тюрем пришла криминальная эстетика и считается верхом достижений. Кому нужна теперь моя мозаика, — говорит 84-летний мастер. — Мозаику я делал в 1975 году. Это был государственный заказ. Мне помогали монументалисты из Москвы, Чебоксар и Тольятти, закончившие художественное училище имени Мухиной, ныне академии Штиглица в Санкт-Петербурге.
Мозаику лепили на холоде в течение трёх месяцев.
— Это керамическая мозаика. Мы сами кололи нужные по размерам и форме кусочки. Расчищали стену от неровностей и сажали на раствор цемента, пристукивая по ним молоточком, чтобы внутри неё остался воздух и мозаика со временем не отпала, — вспоминает Глеб Вяткин. — Это называется прямой набор. Общая площадь мозаики более 200 квадратных метров. Работали, начиная с октября по декабрь. Холодало, и приходилось в раствор добавлять поташ. Тогда его активно использовали фотографы.
Украсить здание завода «Авроры» предполагалось элементами декора.
— Главный архитектор Масляев говорил, что к мозаике собирались что-то крепить и приделывать, но он трагически погиб, и задумка в жизнь не воплотилась.
Работа советских умельцев была посвящена строительству социализма.
— На композиции изображены большого размера фигуры мужчины и женщины. У меня не было изначально в композиции серпа и молота, но сверху настояли включить их. Это было единственным замечанием к проекту, — говорит Глеб Вяткин. — Также изображены космонавты, ученые и рабочие. Сама работа была посвящена строительству социализма, но точное название я уже не помню. Как откроют её для людских глаз, нужно будет придумать новое (шутит. — Прим. ред.).
Творчество и труды Глеба Вяткина оказались в родном Волгограде невостребованными.
— В истории много случаев, когда закрывали памятники, картины, мозаики и фрески. Это даже хорошо. Мозаика будет в сохранности сколько угодно времени, — успокаивает себя художник. — В Италии более бережно относятся к памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде теперь монументалисты не нужны. Государство заказы не делает, а частники крайне редко интересуются таким творчеством.
Алексей Серебряков