В частном секторе города Фролово Волгоградской области вырос настоящий рыцарский замок с высокими колоннами, уютным прудиком, фонтаном и греческими девами в залитом зеленью саду. Архитектор Николай Архипов уверен, что необычный особняк, словно срисованный из книги про рыцарей, появился из-за нищеты и отвращения к современным обоям.
Разбитая проселочная дорога, на которой вот-вот оставишь бампер городского паркетника, ведет к высокому светлому дому с серыми башенками. Кажется, резные ворота — граница, отделяющая будничную сельскую жизнь от солнечного островка, в котором ценят классическую архитектуру и знают толк в строительстве.
— До 2006 года мы жили в избушке на курьих ножках — сейчас она стала нашей мастерской, — рассказывает хозяин замка Николай Пахомов. — Какой плюс? Обои клеить не надо, красить не надо, штукатурить не надо. Вот забыли мы стереть пыль, а она лишь добавляет нам антуража. Мы, на самом деле, просто ленивые.
Несколько комнат, пропитанных духом настоящего средневекового замка, за несколько лет стали новым музеем, который может запросто заменить школьникам учебники истории. Тут и краткий курс архитектуры, и знакомство с геральдикой. (Историю каждого герба Николай и Галина Пахомовы рассказывают едва ли не наперебой).
Гранитные плиты, похожие на большую шахматную доску, высокие потолки, лестница-спираль, небольшой винный погребок и парадные портреты всей семьи — увидев картинку в детской книге, историк Николай Пахомов мечтал о таком замке всю свою жизнь.
— Все перемены происходят не от приятной жизни, — признается Николай Пахомов. — Больше десяти лет назад у меня зарезали брата, а на 40-й день со дня его смерти скончался отец. Я ходил сам не свой, когда начальник отправил меня в отпуск. Тогда я и задумался о том, что умею делать лучше всех. Помню, что в школе я вечно рисовал поздравительные плакаты. Поступил в педучилище, и история повторилась. Та же песня в армии: делал дембельские альбомы «дедушкам». После армии сказал, что наелся этого творчества. Если честно, никогда не любил работать на дядю. И все же я вернулся к тому, что у меня так хорошо получалось. В 2006 году я вылепил свою первую скульптуру и залил фундамент рыцарского замка.
С нескрываемым удовольствием хозяева уютного особняка открывают двери во все комнаты, успевая рассказать о семейных увлечениях: «Лиза — ей всего 18 — написала портреты всей нашей семьи, а 12-летний сын Кирилл сделал несколько макетов оружия». Гуляя по шикарным комнатам, в которых гости вспоминают то о приключениях Дона Кихота, то о передрягах мушкетеров, Галина и Николай Пахомовы смеются: построили особняк из-за бедности.
— На самом деле, построить такой замок намного дешевле и экономнее. Современное строительство — это когда все блестит и сверкает. Но этот лоск не может быть вечным. Максимум, пять лет. А потом новый ремонт и новый лоск. Я ездил в карьер, разговаривал с мужиками, давал им 200 рублей и просил отобрать хорошие камни, — смеется Николай Пахомов. — Вместе с подвозом заплатили за целый КАМАЗ две с половиной тысячи рублей. В общем, не хотели мы с супругой клеить обои. Для меня удивительно, что сейчас покрытие имитируют под кирпич. А зачем? Зачем мне делать под камень, если у нас полно карьеров?
Отстроив рыцарский замок, фасад которого украшают главные сюжеты Нового завета, семья Пахомовых уже не хочет выходить за пределы своего маленького и цветущего рая. После виртуальных прогулок по средневековью семейную пару совсем не тянет на улицы со старыми обветшавшими домами и разбитыми дорогами, заботливо прикрытыми кочанами капусты.
— У меня комплекс бедности. Я вырос в среднестатистической советской семье, поэтому и построил такой особняк, — признается Николай Пахомов. — Если честно, нас до сих пор не оставляет желание куда-то перебраться отсюда. Мы работаем с европейским искусством. И чем больше вникаем в это, тем меньше хотим выходить на улицу. Недавно дочь рисовала в нашей мастерской. Слушала нас день, два, неделю, а потом сказала: «Родители, вы сами понимаете, что вы говорите? Теперь я догадываюсь, почему вы сидите здесь. У вас же абаки, каннелюры, карнизы. А за калиткой всей этой романтикой и не пахло». Признаться честно, нам не хватает общения. Работаем с женой в соседнем домике. Делаем скульптуры, общаемся, слушаем аудиокниги. Потом выходим из мастерской, идем в город и возвращаемся домой. На второй и на третий день та же история. А я ведь — художник. Я люблю дифирамбы. И хороших собеседников тоже люблю.
Соседи, друзья и большие свадебные делегации приезжают полюбоваться не только на двухэтажный рыцарский замок. Шестьдесят метров зеленого сада с вьющимися арками, прудиками, вылепленными греческими девами и пастью дракона, выпускающей струи воды, — в такой райский уголок хозяева дома превратили обычный дачный участок. К слову, в антураж большого особняка гармонично вписываются и яблочные деревья, и грядки с помидорами и баклажанами.
— Дочка не любит рассказывать, где она живет. А вот сын Кирилл несколько лет назад ехал домой с детского дня рождения и сказал: «Я живу в замке», — смеются Николай и Галина Пахомовы. — Остальные не поверили: мало ли, что рассказывает ребенок. А потом подъехали и ахнули. На самом деле, настоящий замок. Здесь мы устраиваем и ужин при свечах, и вечер поэзии. А на Новый год ходим в свою баню, а потом с чаем садимся у камина. Очень атмосферно.
Рыцарский замок семьи Пахомовых стал новой точкой на карте Фролово: фразой «Едем до особняка» теперь не удивишь даже таксистов.
— Соседи уже привыкли, что живут рядом с таким необычным домом. К нам в гости приезжали гости из Германии, Америки, Финляндии, Турции, Греции. Остались под впечатлением, — рассказывает Галина Пахомова. — Сейчас мы не собираемся ничего переделывать. Только добавлять: хотим сделать пластины из фибробетона. Цветочный орнамент покроем золотой краской, и он будем смотреться, как золотая шкатулка во дворцах. Очень приятно жить в таком антураже. Было бы еще лучше, если на уборку замка не приходилось бы тратить целый день.