Волга — не просто красивая река, которая кормит и поит живущих по ее берегам людей, это еще и важная транспортная артерия, по которой изо дня в день снуют трудолюбивые танкеры и сухогрузы. Мы продолжаем знакомить вас с судами, которые регулярно проплывают мимо Волгограда. Знакомьтесь.
Сухогруз «Волго-Дон» на Волге далеко не редкий гость, таких судов с момента первого выпуска было выпущено несколько серий. Сегодня, если смотреть на этот сухогруз, внешне он ничем не отличается от прочих. Так было не всегда. В 1960 году, когда по проекту центрального конструкторского бюро «Вымпел» был выпущен первый «Волго-Дон», он стал самым крупным речным судном во всем мире. В длину этот трудоголик достигает 138–140 метров, а перевозить разом может больше пяти тысяч тонн груза. Сегодня эти сухогрузы перевозят по рекам и даже морям (модели последних серий 90-х годов) уголь, руду, зерно и щебень.
Из пункта А в пункт Б по Волге доставляют не только уголь и щебенку, но и другие ценные грузы. Нефть мимо возят, например, на танкере «Волгонефть». Этот универсальный солдат проектировался так, чтобы ходить и по рекам, и по морям. Нефтеналивные танкеры «Волгонефть» еще достаточно молоды и были спроектированы в 60-х годах прошлого века. Первый представитель этого семейства был спущен на воду 21 июня 1969 года. Родом этот работяга из Волгограда. Над его строительством трудились рабочие Волгоградского судоремонтно-судостроительного завода. Длина танкеров «Волгонефть» чуть больше 132 метров. Чистая грузоподъемность — 4980 тонн.
Намного больше тонн груза возит по Волге сухогруз «Волжский-24». Этот способен перетащить больше пяти тысяч тонн. Несмотря на свое название, судно не имеет никакого отношения к городу-спутнику Волгограда Волжскому. Построили его в городе Навашино Нижегородской области на судостроительном заводе «Ока». В сравнении с другими работягами, снующими по Волге мимо нашего города, «Волжский-24» еще очень молод. Спустили его на воду 12 июля 1988 года, и сейчас он приписан к Тольятти. Что перевозит этот сухогруз? Всё, что угодно: зерно, соль, апатиты и прочие грузы, которые требуют защиты от ветра и осадков, а также уголь, лес и гравий.
Один из самых небольших сухогрузов, который можно видеть время от времени напротив Волгограда — это «Иловатка». Длина его не дотягивает и до 100 метров. В отличие от уже перечисленных сухогрузов, «Иловатка» был построен румынами в городе Олтеница в 1961 году. Сейчас судно приписано к Ульяновску и перевозит по Волге грузы, которым противопоказаны ветра, дожди и прочая непогода. «Иловатка» относится к серии «Шестая пятилетка» и был построен в 61-м году.
Нефтеналивной танкер «Суздаль» напротив Волгограда можно видеть достаточно часто. Место его рождения — судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Спущенный на воду всего 15 лет назад, он единственное судно в нашей подборке, родившееся уже после развала СССР — сейчас относится к Астрахани. Главная его задача — перевозить по реке нефтепродукты. Кстати, увидеть его можно не только на Волге или на Дону. «Суздаль» — универсальный и появляется, например, на Черном и Азовском морях.
Прогулочный теплоход «Ростов-Дон» — один из самых небольших в своем классе. Он ни для чего больше, кроме как для путешествий на небольшие расстояния, экскурсий и дискотек. Длина этого судна всего-навсего 33 метра, а ширина — пять. Он совсем кроха рядом с большими и грузными танкерами. За один раз речной теплоходик может прокатить 80 человек, чем и пользуются сегодня туркомпании, приглашая волгоградцев и ростовчан на прогулки по Волге.
А вот эти два гиганта, пришвартовавшиеся в паре у волгоградского речпорта, — теплоходы «Семен Будённый» и «Максим Горький».
По своей величине «Будённый» такой же примерно, как и трудяги-сухогрузы. Длина этого четырехпалубного нарядного великана — 135 метров, а ширина — 16. Сегодня «Семён Будённый» катает туристов по Волге, стартуя от Самары. В Волгограде теплоход останавливается ради экскурсий. Как и многие другие «сородичи», «Будённый» был построен в Чехословакии и спущен на воду 20 декабря 1981 года. В свой первый рейс это судно вышло весной 1982 года. По сути, совсем молодое создание.
«Максим Горький» — выходец из Австрии. Его построили на несколько лет раньше «Будённого» — в 1974 году на верфи Österreichische Schiffswerften AG в Корнойбурге. За всю историю судостроения по этому же проекту было построено по заказам СССР всего четыре таких судна, все они были названы в честь великих русских писателей. Наш «Максим Горький» — самый первый в их числе. Вторым был «Александр Пушкин». Сейчас теплоходы приписаны к Волжскому речному пароходству.
После первой нашей серии волгоградцы просили показать старый-добрый «Отдых». Не можем отказать и показываем. Знакомый всем горожанам белый теплоход относится к классу прогулочных катамаранов и используется только для организации речных прогулок. За один раз на двух его палубах могут уместиться до 350 человек. В эти дни «Отдых» продолжает развлекать волгоградцев и гостей города прогулками по Волге. На зиму теплоход традиционно уйдет на покой. Произойдет это в ноябре, так что поторопитесь.
Обитатели Волги — это не только трудяги сухогрузы и танкеры, это еще и маломерные суда, буксиры. Каких их только не бывает. Идентифицировать большинство не представляется возможным. Просто знакомьтесь.