Автор знаменитых «Красных птиц» — фонтана у детско-юношеского центра Волгограда — художник и скульптор Петр Чаплыгин продолжает работу над своей знаменитой серией скульптурных портретов российских императоров.
Впервые несколько работ из этой коллекции экспонировались в 2010 году на персональной выставке к 70-летию Чаплыгина. В 2013 году выставка всей серии была приурочена к 400-летию дома Романовых. Недавно над входом в мастерскую автора появились горельефы с изображением императоров.
Корреспондент V1 побывал в мастерской народного художника России Петра Чаплыгина.
Не просто двери
Эти двери на улице Мира известны многим волгоградцам. Случайно оказавшиеся рядом люди спешат сфотографировать на память изящные металлические узоры и женственные фигуры. Молодожены специально приезжают в тесный дворик, чтобы сделать необычное фото на фоне настоящего произведения искусства.
Эти роскошные, сказочные двери — вход в мастерскую народного художника РФ Петра Чаплыгина. Они сделаны его руками. Как и огромная люстра под потолком, как все работы, которыми заставлены несколько совсем небольших помещений мастерской и увешаны стены.
Петр Иванович Чаплыгин (1940, Ставропольский край) — скульптор, живописец, график. Народный художник России. В 1968 году окончил Московское государственное высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и был приглашен на работу в художественный фонд Волгограда. Первая крупная работа — керамическая роспись размером 220 кв. м для ДК алюминиевого завода. В 1978 году получил награду Международного конкурса искусства керамики в Италии. С 1997-го по 2001 годы — председатель Союза художников Волгограда, преподаватель, один из основателей «своеобразной школы волгоградской керамики с тяготением к скульптуре». Творческая специализация — монументально-декоративное искусство, художественная керамика.
Поклонник творчества Чаплыгина, попав в его мастерскую, рискует испытать культурный шок. Культурный — от обилия работ мастера. Шок — оттого, что они просто хранятся здесь в огромном количестве, закрывая друг друга, а не экспонируются в просторном зале, доступном всем желающим.
Как признается сам автор, обычно он работает сразу над несколькими произведениями.
— Когда что-то одно надоедает, я теряю к этому интерес, — поясняет Чаплыгин, — просто переключаюсь на другой вид искусства, дабы не «замылить глаз», избежать штампов. Когда художник беспрерывно работает над одним произведением, теряется острота зрения.
Императорское семейство
Чаплыгина называют художником универсального дарования, много лет он успешно работает в разных видах художественного творчества — это и монументально-декоративное искусство, и скульптура, живопись и графика. Однако необычная керамическая серия, в которую входит более 30 работ — расписанных скульптур, тарелок, горельефных панно — занимает особое место в жизни художника. Это портреты всех российских императоров. Над ними он работал более 13 лет.
В скульптурных портретах императоров Чаплыгин показывает то глубокое, человеческое, что обычно не присутствует в классических парадных портретах. Тоска в лице Павла I, тревожность Петра Великого, добрый прищур Николая II. Нецарственный вид выражается и в их одежде или головных уборах — например, в простой армейской фуражке Николая II.
— Меня часто спрашивают: а почему Николай в фуражке? Так он же корону отдал! — восклицает Петр Чаплыгин.
Однако заурядный человек вряд ли мог бы стать императором, уверен Чаплыгин.
— Посмотрите на их подбородки, — призывает художник. — Посмотрите, какие крупные, выразительные подбородки. И так у всех Романовых — и у мужчин, и у женщин. Это признак силы и твердого характера.
Сейчас Чаплыгин дополняет бюсты императоров новыми основаниями. Каждая работа получит полноценную опору и в таком виде будет представлена на следующей выставке, как предполагается, приуроченной к 80-летнему юбилею художника.
Искусство повсюду
В мастерской Чаплыгина нет отдельных залов, и с царственными особами непринужденно соседствуют воздушные образы итальянских художников и их муз.
Новые, еще не законченные работы без особых привилегий располагаются здесь же и могут стоять прямо на полу.
Для множества живописных работ мест на стенах уже не хватает, и они стоят большими стопками на полу.
— Все рамы делают, а я рисую, — чтобы показать одно из полотен, Петр Чаплыгин отодвигает несколько других. Действительно, изображение заключено в нарисованную раму — необычный и интересный прием.
Живопись, скульптура, керамика, произведения, сочетающие сразу несколько видов творчества, — работ Чаплыгина в его мастерской помещается на несколько выставок сразу. В данный момент действующей экспозиции нет ни одной.
Все должно быть прекрасно
Тут же неподалеку — произведение, созданное исключительно с утилитарной целью. Петр Чаплыгин рассказывает, что этот угол дома часто задевали проезжающие по узкому двору грузовики, портили стену. Пришлось защитить ее таким образом.
У мастерской есть вторая часть, производственная. Вход в нее можно было бы назвать незаметным, если бы не его оформление.
И не только вход преобразился в руках Чаплыгина — небольшое помещение напротив выглядит как полноценный арт-объект.
Здесь, в подвале, стоят печи для обжига, причем сделаны они тоже руками Чаплыгина. Их две — большая, для особо крупных произведений, и поменьше.
Это уже не склад, а настоящее производство, с множеством материалов, готовыми и незаконченными работами и ощущением так называемого творческого беспорядка. Здесь продолжается работа, которая и есть сама жизнь.
Вместо постскриптума
Неожиданно и приятно было обнаружить фотографирующихся на крыльце мастерской подростков — совсем юные мальчик и девочка искренне восхитились необыкновенными дверями и проявили горячее желание попасть внутрь. Кто автор этого произведения и хранящихся внутри работ, они не знали, но, услышав имя, обещали запомнить и «погуглить».
Рита Малич