В Волгограде меняющаяся на глазах погода не дает рабочим поставить жирную точку в реконструкции Центральной набережной, начавшейся сразу после чемпионата мира. Строители уверяют, что, получив отмашку от природы, управятся всего за две недели.
— Как только в городе немного наладилась погода, мы позвали людей. Но тут снова ненастья, — поделился руководитель строительных работ Валерий Плиев. — Сейчас нам нужно выровнять зеленые зоны и подготовиться к тому, что вскоре разыграется контракт на озеленение. Своего часа ждут откосы — нужно завезти землю, перемешать ее с песком и хорошенько все выровнять. Конечно, после зимы в порядок нужно привести и сами дорожки. Где-то из-за новых коммуникаций или работы крупной техники на них могли появиться просадки. Из-за зимы мы не успели доделать небольшие участки вокруг сухого фонтана. Их тоже предстоит завершить в ближайшее время.
Финальные штрихи волгоградские строители должны нанести и на центральные ступени — рабочие шутят, что после стольких работ главному символу Центральной набережной осталось лишь «накрасить губы».
— Мы заменили весь «пирог» до самой плиты: сделали гидроизоляцию, постелили пеностекло, — поделился Валерий Плиев. — После того, как рабочие уложат все ступеньки, сделаем дополнительную очистку граниту и затрем все швы. Да, клумбочки на лестнице ведь тоже пора восстанавливать! Думаю, что в апреле мы окончательно разберемся с этими работами.
Настоящий «муравейник» на набережной Волгограда развернется во время укладки рулонного газона и высадки деревьев, уверен Валерий Плиев.
— Самая большая работа — это, конечно, озеленение. За месяц нам нужно застелить 60 тысяч квадратных метров рулонного газона и посадить все деревья. Это титанический труд — тут начнется страшный «муравейник», — прокомментировал руководитель строительных работ. — У нас газон еще не поспел, поэтому нам привезут его из Краснодара и Ростова. Кстати, нам предстоит заменить и треснувшую брусчатку. Допустим, заехал «Зеленхоз» на своей машине, чтобы убрать снег на фонтане «Искусство», а промерзший грунт оттаял лишь частями. Вода зашла под брусчатку и после мороза где-то ее немного приподняла. Когда на нее наезжает машина, она ломается. Но мы это все сейчас отреставрируем. Видите, погода только никак не дает.
После чемпионата мира строители из ОАО «Приволжтрансстрой» продлили серые заборы вокруг Центральной набережной и взялись за восстановление сползающей к Волге ротонды, проседающих ступеней на центральной лестнице и рушащихся подпорных стенок. По словам Валерия Плиева, почти все главные достопримечательности центра Волгограда держались «на одних обоях» и требовали срочного ремонта.
— По первоначальному проекту я должен быть снять облицовку, очистить ее и установить на прежнее место. «Приклеить» к старым несущим конструкциям, которые рушатся. Но ведь стену под ротондой распирает, — комментирует Валерий Плиев. — Ее пытались ремонтировать... Безуспешно. А вот видите трещину? Еще весной прошлого года она была меньше. Если бы это была обыкновенная отделка, мы бы давно перебрали эту стену и сделали новую. Но ведь это несущая часть. Если мы возьмемся за нее без укрепления грунта, то ротонда может просто-напросто поехать вниз.
Продлив сроки работы, рабочие впервые за полвека заглянули в подземелье под центральной лестницей и нашли там целый склад старых бутылок, «Белизны», старые монеты и даже осколки от старенькой машинки «Зингер». Подробнее читайте в нашем материале.
— Недавно я общался с мужчиной, который еще в 70-х годах мальчишкой лазил под эту лестницу и ходил по топи, — рассказывал нам сотрудник ОАО «Приволжтрансстроя». — По пояс вода стояла и у нас: сейчас мы ее откачали, и в подземелье осталась лишь подсыхающая трясина. Знаете, сколько интересных находок попадалось нам на глаза? Бутылки с моющими средствами и «Белизной», которые после каждого праздника сюда сбрасывали рабочие. Студенческий билет начала нулевых годов, старый заржавевший прожектор, чугунный и, как нам кажется, довоенный фонарь, остатки машинки «Зингер», советские монеты и даже осколки от мин. После реконструкции мы закроем все отверстия и оставим лишь один официальный вход с пропилей. Он был и в советские времена: ничем не примечательный люк и лестница, по которой придется спускаться не меньше четырех метров.
Виктория Рындина