Волгоградцы, не попрощавшиеся с надеждами на спасение Качинского училища, решили спасти последний уцелевший Ту-134. Как сохранить гаражи, но освободить пространство для парка? Какая дорога может связать микрорайон «Семь ветров» с центром города? И почему первым делом рабочим предстоит навести порядок на рынке? Ответы на эти и другие вопросы в авторской колонке волгоградского урбаниста Дмитрия Любитенко.
В 1997 году в Волгограде было расформировано Качинское лётное училище. Однако до сих пор о нем сохраняется память. В городе по-прежнему проживает множество людей, для которых великие достижения отечественной летной школы и авиастроения не пустой звук. Одним из них является Виктор Коваль. Пару недель назад Виктор обратился ко мне и предложил поддержать его идею — спасти последний сохранившийся Ту-134 бывшего Волгоградского объединенного авиаотряда с бортовым номером 65086, который сейчас находится на хранении в аэропорту Волгограда.
Мы не спорили по поводу того, где можно разметить это воздушное судно, поскольку в Волгограде есть место, во всех смыслах знаковое для отечественной авиации. Так родилась идея создания на улице Качинцев в Волгограде парка с размещением в нем самолета Ту-134. Для удобства восприятия идеи Виктор даже подготовил план этого общественного пространства.
Это пока только идея, но мне она кажется замечательной сразу по нескольким основаниям. Первое. Сейчас парковая зона вокруг Качинского пруда зажата между рынком, неупорядоченными торговыми объектами и гаражами — мы предложили привести в порядок рынок, прилегающую к нему территорию и нестационарную торговую сеть, возвести многоуровневую механическую парковку на месте существующих гаражей. Такая парковка позволит сохранить парковочные места для членов гаражно-строительного кооператива и даже увеличить количество машино-мест. При этом парковка будет занимать намного меньшую площадь, что даст возможность разместить самолет на ранее застроенной территории, сохранив все зеленые насаждения.
Второе. Мы откроем коридор для дальнейшего строительства автодороги и (или) трамвайной линии (нужно прорабатывать этот вопрос) для продолжения улицы Хиросимы. Сейчас этот коридор также занят гаражами. В дальнейшем улицу Хиросимы возможно соединить с улицей 8-й Воздушной Армии, тем более что это предусматривает генплан города. В таком случае микрорайон «Семь ветров», который в ближайшие годы продолжит активно застраиваться, будет лучше связан с центром города.
Третье. Мы сделаем первый осознанный символический шаг на пути к возможному возрождению Качинского училища, продемонстрировав, что для нас это действительно важно.
На традиционной пресс-конференции с Владимиром Путиным волгоградский журналист Евгений Князев напомнил о судьбе учебного заведения и попросил вернуть высшее авиационное училище к жизни. После откровенного признания «Я не очень понимаю, что там осталось» президент пообещал посоветоваться с Министерством обороны.
Все ваши замечания, предложения, отзывы помогут еще лучше проработать идею, поэтому прошу активно высказываться.
Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова было образовано Николаем II в 1910 году. В советские годы из «Качи» вышли 16 574 лётчика. Из них 352 стали Героями Советского Союза, 17 — Героями России, 12 — маршалами авиации и 200 дослужились до генеральских звёзд. Престижная школа по подготовке профессиональных военных лётчиков пережила мировые войны, но справиться с развалом Советского Союза не смогла. Училище расформировано по приказу министра обороны страны Игоря Сергеева в ноябре 1998 года. Во время празднования 100-летия российской авиации и Качинского училища в ноябре 2010 года уже другой министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о присвоении Краснодарскому авиационному училищу имени Качинского, но переименования так и не произошло.
Дмитрий Любитенко