Город фоторепортаж «Немцы и не ждали, что из камышей высунется такое рыло»: в Волгоград прибыл уникальный бронекатер

«Немцы и не ждали, что из камышей высунется такое рыло»: в Волгоград прибыл уникальный бронекатер

Команда проведет для волгоградцев бесплатные экскурсии и расскажет историю знаменитого корабля

Реплика бронекатера прошла от Тольятти до Керчи

Уникальная возможность побывать на борту точной копии бронекатера времен Великой Отечественной войны появилась сегодня у жителей Волгограда. Идущий с Черного моря БК-73 на один день сделал остановку у седьмого причала на Центральной набережной, отдыхая на пути из Керчи в Тольятти.

Капитан бронекатера Анатолий Скорюков готов рассказать каждому волгоградцу об истории флота

— Идея сделать из бронекатера настоящий музей на воде, в который можно будет зайти и познакомиться с военной историей, появилась у заместителя директора Тольяттинского судоремонтного завода Александра Ёлкина, — рассказал командир судна Анатолий Скорюков. — Он потратил на реконструкцию судна около 20 лет. В этом году он, к сожалению, с нами отправиться не смог, так как занимается в Керчи восстановлением береговой батареи 29-БИС. Вскоре, мы надеемся, сможем всех пригласить туда.

Эти кнопки и пульты, радары были подняты с оригинального судна

Подняться на борт боевого корабля времен Великой Отечественной войны волгоградцы смогут до самого вечера. Переночевав, катер уходит завтра в 06:00, чтобы к вечеру достигнуть Камышина, где также пробудет около суток.

По словам моряков, оригинальный бронекатер был вдвое больше восстановленной копии

В качестве экспонатов на палубе и в трюме расставлены оборудование, вооружение и предметы, поднятые с катеров, затонувших в 1943 году в Керченском проливе. В трюме расположен и мини-музей с фотографиями тех, кто служил на бронекатере 75 лет назад.

— Наш предшественник, бронекатер БК-73, был собран в 1941 году. Часть бронекатеров, в том числе и сталинградские БК-13 и БК-31, получили тогда башни танков Т-34. Кому-то перепали башни от танка Т-28. А нашему достались зенитные пушки Линдера образца 1916 года, — рассказал член экипажа, краснофлотец Дмитрий Панин. — Это было первое зенитное оружие русской армии. И в 1942 году БК-73 был переведен в Сталинград, где судно вступило в строй Рабоче-крестьянского военного флота, и именно здесь наш бронекатер в августе 1942 года принял боевое крещение. Так как он был с зенитными пушками, то и использовался как бронекатер ПВО, прикрывая зенитным огнем переправы наших войск от налётов вражеской авиации. Учитывая его маленькую осадку, воевать бронекатер может там, где глубина до дна — всего 75 сантиметров. Немцы в самом начале войны не могли и ожидать, что из камышей высовывается такое вот черное рыло и начинает их нещадно лупить.

Дмитрий Панин — не только моряк, но и фанат подводных экспедиций

Краснофлотец Дмитрий Панин много лет увлекается подводными экспедициями, а по профессии он — инженер-технолог, отслуживший в прошлом на Балтийском флоте.

— В этом году, спустя 75 лет, мы прошли тот самый, судьбоносный для оригинального бронекатера БК-73 маршрут от Тольятти до Керчи, — рассказал Дмитрий. — Но нашим морякам в далеком прошлом повезло меньше, обратно вернуться они не смогли. Немцы расстреляли его и потопили в Керченском проливе. Для тех, кто служил на нем, считалось чуть ли не грехом отдать корабль противнику, поэтому шли скорее на таран, на верную смерть. Бронекатер и ныне лежит там, в Керченском проливе. По морским правилам, это могила экипажа. Останки капитана были найдены прямо там, рядом со штурвалом, как и полагается настоящему морскому командиру.

По словам моряков, портрет главнокомандующего — обязательный атрибут на корабле

В коллекции музея на воде много приборов, предметов, поднятых с затонувшего судна. Центром экспозиции стали бинокль и фотографии улыбчивого паренька — капитана бронекатера.

Нижний отсек под палубой в копии сделан более комфортным для моряков, чем реальный

— В начале войны на флот приходили совсем не подготовленные к морскому климату мальчишки, — рассказал главный экскурсовод плавучего музея Дсмитрий Панин. — Для новобранцев разработали специальную систему закаливания, чтобы они меньше болели и были более выносливыми. Многие, кто приходил на бронекатер, считали в самом начале, что попали на что-то не очень интересное. Считали, что служба на бронекатере — это ерунда. Спустя месяц службы на нем многие просили о переводе, на что настоящие бронекатерцы говорили, почти как в ВДВ сейчас: не попал — радуйся, а попал — гордись!

Волгоградцам пострелять из пушек не дадут, но расскажут о каждом винтике на борту
Оборудование капитанской рубки собирали много лет в экспедициях

— В этом году идем как обычно, чуть-чуть нас потрепали шторма, но это привычное дело для флота, — рассказали моряки. — Нам повезло, что, когда катер восстанавливали, учли, что сейчас время невоенное, и подумали о тех, кто будет на нем ходить в море. Во время войны весь отсек, где сейчас экипаж может отдохнуть и поспать на койках, был заполнен до отказа. И спали они в жуткой тесноте, прямо на своих местах, с оружием и иногда снарядами в руках.

Волгоградцы уже успели побывать сегодня в плавучем музее

Следующую остановку судно сделает снова в Волгоградской области — в Камышине. Прибудет бронекатер на родину арбузного фестиваля в 22:00.

Бронекатер БК-73 участвовал в обороне Сталинграда, обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки по реке Волге, участвовал в боях на реках Припять и Западный Буг, в Белорусской и Берлинской наступательных операциях. Прозванный «речным танком Сталинграда», бронекатер БК-73 подорвался на мине и затонул 2 ноября 1943 года в Керченском проливе. В тот момент на борту судна находились 14 человек экипажа и 40 десантников.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем