Человеческая жадность, отсутствие культуры и полная незаинтересованность в будущем Волгограда — вот причины, по которым в городе-герое на Волге растут как грибы разнообразные дома, офисные здания и торгово-развлекательные центры, совершенно не вписывающиеся в классический облик города. Экс-вице-мэр Волгограда и урбанист Дмитрий Любитенко высказался о хаотичной застройке, с которой уже десятилетиями никто даже не собирается бороться.
В конце 2018 года произошло событие казалось бы значимое для архитектурно-градостроительного облика Волгограда. Городская Дума утвердила новые Правила землепользования и застройки муниципального образования (от 21.12.2018 № 5/115). Однако принятие нового свода правил не вызвало бурного интереса горожан, городских активистов и СМИ. Прошло мимо официальных пресс-релизов.
Само по себе это может показаться странным. Ведь именно ПЗЗ (так сокращенно называют правила землепользования и застройки специалисты) принимаются в городах для оптимизации землепользования и упорядочения градостроительной деятельности Единые правила формируют принципы развития функциональных зон города в пределах установленных регламентов застройки. Это документ определяющий качество городской среды. Тем не менее, в Волгограде, бывшим некогда образцом ансамблевой сталинской застройки, никакие правила уже не воспринимаются, как инструмент поддержания порядка и органичного развития городской среды.
С архитектурой и градостроительством в современном Волгограде действительно все не очень хорошо. Бессистемная, хаотичная застройка города похожа на мутацию некогда здорового организма. Уродливые проявления человеческой жадности и низкой культуры разрушают ранее созданную гармонию регулярной городской застройки.
Если вы попытаетесь добиться ответа от представителей органов архитектуры города или области, почему все происходит именно так, вам вероятнее всего расскажут о несовершенстве федерального законодательства. О том, что они денно и ночно ждут, когда же будет принят новый федеральный закон об архитектурной деятельности. О том, что собственники земельных участков вправе строить то, что они хотят, и повлиять на это решительно невозможно.
Все подобные оправдательные рассуждения разбиваются о довольно нелицеприятные факты, приводящие нас к одному закономерному выводу. Никто не хочет наводить порядок в градостроительной сфере города, и ничего не делает для этого.
Возьмем те же самые правила землепользования и застройки. Они устанавливают, помимо всего прочего, два важных параметра застройки: разрешенный вид использования земельного участка (определяет, к примеру, будет это производственное здание, жилая застройка или, скажем, торговый центр) и предельные параметры разрешенного строительства. К последним характеристиками относятся, в частности, максимальная высота объектов капитального строительства, минимальное количество машино-мест, минимальная доля озеленения земельных участков, максимальный процент застройки в границах земельного участка и пр. Действие предельных параметров разрешенного строительства должно делать город, удобным для людей.
Мы же видим в Волгограде примеры явного пренебрежения этими требованиями. Многочисленные дома-муравейники, не обеспеченные зелеными насаждениями, необходимым количеством парковок и прочими атрибутами. Например, многоквартирный дом, построенный на участке, буквально отрезанном от территории стадиона «Динамо» по улице Новороссийской 2К. Плотность застройки земельного участка под этим домом составляет 50 тысяч квадратных метров жилых помещений на гектар. Для сведения, максимальная планируемая плотность застройки в районах реновации в Москве планируется — 25 тысяч кв. метров на Га.
Или многоквартирный дом по ул. Пугачевской, 20. Плотность застройки земельного участка под этим домом составляет 68 тыс. кв. метров помещений на Га. Для понимания, максимальная планируемая плотность застройки в районе Москва-Сити — 75 тыс. кв. метров на Га.
Чуть позже я расскажу о том, почему действующая система параметров в ПЗЗ Волгограда — не самая удачная и требует пересмотра. Сейчас же остановимся на сложившемся применении того, что уже есть. Так вот, за последние семь лет Волгоградская городская Дума вносила изменения в ПЗЗ более 240 раз. Это свидетельствует о том, что действующая система функционального зонирования города — вовсе и не система, а скажем так, постоянно изменяемый под текущие нужды и лоббисткие устремления отдельных лиц режим ограничений для строительства. Общий для всех и необязательный для избранных.
Мы должны понимать, что через подобного рода изменения произошла варварская застройка значительных по площади озелененных пространств в Волгограде: зданиями автосалонов по проспекту Ленина возле улицы Штеменко и неподалеку от станции «Водоотстой», таунхаусами и коттеджами в районе развязки третьей продольной и улицы Ангарской, торговыми центрами на месте уникального пространства дендрария в Советском районе Волгограда. Всего не перечислишь. И это не произошло как-то случайно, нет. Это согласованные властью действия застройщиков.
В ряде случаев отступление от общих требований ПЗЗ не требует внесения в них изменений. На то есть официальная процедура «отклонения от предельных параметров», пройдя которую можно часть характеристик, которые я уже упоминал (высотность, плотность застройки) при проектировании и строительстве зданий не соблюдать. Для прохождения этой процедуры необходимо обратиться в муниципалитет. Посмотрите на вторую продольную или проспект имени маршала Жукова. Если вы думаете, что все, что вы видите — самострой, то вы ошибаетесь.
Например, совершенно неуместное здание по улице Онежская, 30. Его постройка в части предельных параметров была согласовано не сразу. Сначала, в 2016 году был дан отказ. Но уже в 2017 году заявителям удалось «убедить» «строгий» состав комиссии при администрации Волгограда в необходимости такого здания на одной из главных городских магистралей. Разрешение на отклонение от предельных параметров было выдано.
И это далеко не единственный пример. В 2017 году также было получено, к примеру, согласие администрации на отклонение от параметров застройки здания по улице. Череповецкая, 104.
— Почему это здание плохое? — спросите вы. Хотя бы тем, что подобное строительство превращает полосу отвода автомобильной дороги в хаотичный паркинг, создающий помехи для движения. Это не системное изменение городской среды. Можно сделать намного лучше. Но кому это нужно?
Можно было бы сказать, что такой тип застройки — это явление давно минувших дней, лихие 90-е и прочее. Но нет, посмотрите. Это происходит и сейчас. Наш город все также стремительно провинцианализируется, теряет свое былое величие под напором сиюминутных выгод людей, которым, вероятно, не интересно будущее Волгограда. Когда мы смотрим, к примеру, на здания напротив комплекса Волгоград-сити, то что мы видим? Смешные, неуместные башенки, нагроможденные друг на друга стекляшки — полный разрыв контекста, единого архитектурного облика города.
Даже так называемые «гостевые маршруты» в нашем городе — они являются лучшим свидетельством того, что в регионе нет адекватной градостроительной политики. Когда высокого уровня руководители приезжают в Волгоград, что они видят? Они видят местечковую, неупорядоченную застройку, как например, здание по проспекту имени маршала Жукова, 43, отступления от предельных параметров застройки которого было согласовано осенью 2017 года, почти в преддверии проведения в городе игр Чемпиона мира по футболу.
И мнимая коллегиальность комиссий по изменениям в ПЗЗ при администрации Волгограда не дает необходимой экспертизы принимаемых решений. Скорее это похоже на размывание ответственности. Кстати, сам факт того, что в состав комиссий включены представители областных органов власти, указывает на отсутствие каких-либо претензий к застройке Волгограда со стороны руководства регионом. Тем более, что органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Градостроительным кодексом России наделены полномочиями по контролю за соблюдением органами местного самоуправления градостроительного законодательства. Но все это в конечном счете не влияет положительно на развитие Волгограда. К слову, только за 2016–2017 года администрация Волгограда выдала 103 разрешения на отклонения от предельных параметров ПЗЗ.
Для того, чтобы Волгоград вернулся на ранее выбранный им европейский путь развития, необходимо обеспечить соблюдение правил землепользования и застройки. Прекратить принятие бессистемных решений. На самом деле это возможно, если на то есть воля должностных лиц.
Для того, чтобы ПЗЗ в Волгограде следовали современным тенденциям в развитии городов, потребуется их обновление. Необходимо регулировать застройку с помощью параметров, обеспечивающих внедрение современных объемно-пространственных решений, делающих городскую среду привлекательной для горожан (например, процент застройки по фронтальной границе, высота застройки, выходящей на фронтальную границу земельного участка и пр.).
В таком случае мы сможем со временем вернуться к созданию комфортной для людей квартальной застройки, уютной среды для пешеходов, торговых улиц с привлекательными витринами магазинов и кафе (точки развития для бизнеса), озелененными бульварами и прочими атрибутами комфортной городской жизни.
Дмитрий Любитенко