Отправленной на пластическую операцию фигуре «Родины-матери» впервые за полвека сделали маникюр. За три недели реставраторы убрали паутинку из трещин и вернули пальцам прежние очертания.
Оценить состояние пальцев на правой руке знаменитого монумента мастера — нет, совсем не маникюра — смогли лишь после установки строительных лесов.
— Колебательные движения, которые передавались от меча на правую руку, начали разрушать защитную поверхность бетона, — рассказал представитель компании «Главзарубежстрой» Владимир Антонов. — Обследование показало, что все пальцы рук были в паутине трещин.
Ради косметической процедуры, которая требовала осторожности и ювелирной точности, реставраторы сменили болгарки на фрезы с алмазным напылением.
— Если бы мы работали ударным методом, все могло бы закончиться плачевно, — уверен Владимир Антонов. — Поэтому мы выбрали щадящий способ и «расшивали» трещины и каверны фрезами с алмазным напылением — использовали несколько разных видов.
«Маникюр» на правой руке «Родины-матери» строители делали в несколько этапов. Лишь тщательно почистив пальцы и смахнув с них все до последней пылинки, специалисты приступили к «наращиванию».
— Ремонтный состав для крупных каверн и изъянов в вертикальных частях может наноситься максимум до 40 миллиметров, — объясняет Владимир Антонов. — Когда утери глубже, приходится делать несколько слоев. То есть так: расчистили, обессолили, обеспылили, загрунтовали, нанесли слой в 35–40 миллиметров, дали по нему насечку и позволили схватиться. Часа через четыре можно наносить новый слой. Но важную роль играют и разность температур, и влажность, и сила ветра, поэтому нужно визуально смотреть, что и как.
Финальные очертания ногтей, пальцев и даже кутикулы реставраторы Владимир Антонов и Александра Морозова вывели лишь через три недели.
— Встречались разрушенные части, которые пришлось выбирать, а потом восстанавливать — где-то понадобилось два или даже три слоя, — добавил представитель подрядчика.
Еще весной компания «Главзубежстрой» отправила фигуру «Родину-матери» на долгожданное лечение. Первым делом строители закрыли монумент «паутиной» из строительных лесов и провели серьезное обследование.
— Мы четко понимали, что во время работы у нас прибавятся новые задачи, — рассказал представитель компании Сергей Сирота. — Когда поставили леса, ученые сделали инструментальное обследование на предмет скрытых дефектов. Их обнаружили, и в достаточно приличном объеме. По всем этим местам работаем абсолютно четко.
Корреспонденты V1.RU старались не пропустить ни одного важного этапа реставрации — мы рассказывали и о найденных строителями трещинах, и о новом цвете «Родины-матери», и о снятии строительных лесов. Все материалы о масштабной «операции» на главной высоте России читайте в отдельном сюжете.
— Я уверен, что найдутся люди, которым это не понравится. Конечно, какая-то критика будет. Но все-таки мы надеемся, что большинство волгоградцев нас поддержат. Тем более что это не личное решение генподрядной организации. Это решение было принято коллегиально, — объясняет Сергей Сирота. — Мы приглашали представителей Министерства культуры, губернатора, главы города, ветеранских организаций. Мы всех собирали, показывали пробные варианты и утверждали их. Это не наша придумка.
К слову, мастером маникюра в Волгограде стал не только опытный реставратор из Санкт-Петербурга. В апреле мы знакомили вас с двухметровым бородачом, который оставил активные продажи и занялся ногтями. Пускай, не бетонными и не такими знаменитыми.