Как стало известно 20 февраля, в музее-заповеднике «Сталинградская битва» осудили искажённое использование «Родины-матери» в рекламных целях компанией «СберМаркет» на фоне жирафов, жука-навозника и с лимоном в руке.
— Объект культурного наследия скульптура «Родина-мать зовёт» находится в оперативном управлении Музея-заповедника «Сталинградская битва», — сообщили корреспонденту V1.RU в пресс-службе музея-заповедника «Сталинградская битва». — Роспатентом за Музеем-заповедником зарегистрировано право на изображение скульптуры как на товарный знак. В связи с этим Музей-заповедник передает право третьим лицам на коммерческое или некоммерческое его использование. При этом не должно допускаться искажение как самого изображения, так и смысла его использования.
В музее «Сталинградская битва» отметили, что при искажении смыслового использования «Родины-матери» заниматься данным вопросом должны правоохранительные органы.
— Музей-заповедник имеет право предпринимать какие-либо действия по защите объектов культурного наследия как имущества, находящегося в его оперативном управлении, — пояснили в пресс-службе музея-заповедника. — В случае же искажения смысла и значения изображения такого объекта потерпевшей стороной считаются все граждане Российской Федерации, и вопрос о необходимости принятия мер ответственности решают правоохранительные органы.
В компании «СберМаркет», опубликовавшей «Родину-мать» в рекламных целях, в тот же день поспешили извиниться и удалили коллаж.
— Приносим искренние извинения за размещение некорректного коллажа в Instagram, анонсирующего работу сервиса «СберМаркет» в Волгограде, — отметили в пресс-службе сервиса. — К сожалению, креатив был размещён компанией-подрядчиком без необходимого согласования. Содержание коллажа не соответствует рекламной политике и ценностям компании «СберМаркет», и он был оперативно удалён. Благодарим пользователей социальных сетей и Совет Ветеранов, сразу обративших внимание на ситуацию.
В музее-заповеднике тем не менее подобные коллажи осуждают в принципе.
— Известное на весь мир произведение Евгения Вучетича — величественный монумент «Родина-мать зовет!» в культурном коде нынешнего поколения является одним из главных символов Победы, — подчеркнули в «Сталинградской битве». — Поэтому любое искажение её изображения целиком или в составе каких-либо коллажей считаем недопустимым.
По словам волгоградского общественника Алексея Ульянова, пренебрежение главным символом Победы не удивительно, если внимательнее присмотреться к холдингу, в партнерстве с которым реализуется проект «СберМаркет». Инстамарт холдинг ЛТД зарегистрирован на Кипре, что не является тайной. Информация об этом содержится в открытых источниках.
— После изучения их портфолио становится ясным, что «Родина-мать» для иностранной компании всего лишь картинка, которую они так мерзко использовали у себя в рекламе, — убежден Ульянов.
С резким осуждением по поводу скандального коллажа выступил Совет ветеранов Волгоградской области, потребовавший удалить изображение символа Победы из рекламы.
УФАС по Волгоградской пообещало направить компании по доставке продуктов письмо с предупреждением о недопустимости использования изображения «Родины-матери» на Мамаевом кургане Волгограда в любом контексте, в том числе и рекламном. Меры по данной ситуации антимонопольщики пообещали принять после тщательного изучения вопроса.