Волгоградский журналист Вадим Шумилин 17 мая в своей авторской колонке высказался по поводу задержания подозреваемых в выкладывании фотографий нацистских лидеров на сайте «Бессмертного полка–онлайн».
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.
О скандале с портретами нацистов на сайте «Бессмертного полка».
Есть две версии самого происшествия. Одна — самодеятельность молодых придурков. Вторая — провокация неких структур против несистемной оппозиции. Вполне возможно и то, и другое.
Независимо от того, какая из версий верна, то, что было сделано — дурость и паскудство. Объяснить, а тем более оправдать это реакцией на казенное «победобесие» нельзя. То есть, можно, конечно, пытаться, но выглядит это почти так же, как сама «шутка».
Хотя бы уже потому, что объектом издевательства выбран самый, пожалуй, человечный, трогательный и по-настоящему народный из победных ритуалов. Который даже чиновникам до сих пор не удалось опошлить и извратить до безнадежности. Не говоря уже о том, что борьба с опошлением чего-либо или злоупотреблением чем-либо путем осквернения или отрицания этого чего-то — мягко говоря, странный путь, ведущий примерно в никуда. Как подорвать собственный дом из-за того, что на нем повесили плакат «Единой России».
Впрочем, часть нашей несистемной оппозиции именно такой подход и проповедует — если Россией правят не те, значит, бороться надо не за Россию, а с Россией. Так что в искренность конкретных молодых «несистемщиков» вполне верится — просто пылу у них оказалось больше, а ума — меньше, чем у старших товарищей.
То, что история будет использована для атаки на всю несистемную оппозицию скопом (там уже и навальнисты, и либертарианцы, и кого только нет) — абсолютно предсказуемо. Как предсказуемо и качество таких попыток — унылая ярость с почасовой гражданственностью. Толку от них — немного.
Борьба с юными идиотами посредством групп захвата, показательных обысков и уголовных статей с жуткими формулировками — вещь не менее паршивая, чем сами идиоты, но куда более опасная. Потому что прикрывает благовидным (на сей раз) предлогом расползание и укрепление полицейщины, с её стремлением утыкать красными флажками каждый свободный ещё сантиметр пространства.
Сегодня каток наехал на дурака-русофоба, завтра — на человека, который просто посмел отступить от канона, говоря о войне. Собственно, за фотографию парада Победы с поверженной свастикой у нас уже судили.
Лучшей альтернативой статьям и посадкам в таких вопросах может и должен быть институт репутации. Когда с дураками и м... не имеют дела, когда глупость называют глупостью, а не творчеством, когда негодяя считают негодяем, а не нонконформистом.
Увы, пока здесь все не очень здорово. Вопрос о курице и яйце: готовы ли люди защищать м... потому, что репрессии, или же репрессии — потому, что люди защищают м...? Лично я надеюсь на первое. По крайней мере, если убрать из кодексов статьи за мыслепреступления, то благовидных предлогов для защиты м... практически не останется. Как не останется у нормальных людей преград для того, чтобы назвать их так, как они того заслуживают, и относиться к ним соответственно.