Занятия иппотерапией известны еще с давних времен. Сейчас целебную силу общения с лошадьми уже никто не ставит под сомнение. Журналисты V1.RU познакомились с инструкторами центра «Живая тропа» и узнали, почему они решили посвятить себя столь редкому занятию. Как выяснилось, одни из них поменяли планы на жизнь еще в годы студенчества, другие бросили успешный бизнес и целиком отдали себя полюбившемуся делу. Коронавирус внес свои коррективы.
Юлия Жайворон работает в конном клубе около года. Волгоградка не понаслышке знает, что стать тренером по иппотерапии непросто. Но за этот небольшой промежуток времени она поняла, что сложная работа приносит ей только положительные эмоции.
— Я училась на менеджмент-экономиста в колледже нефти и газа, потом получила высшее образование в педагогическом университете, — рассказывает Юлия. — У нас с мужем был бизнес по оптово-розничной торговле межкомнатными дверями. В клуб пришла, чтобы просто помогать на конюшне, а потом вместе с девочками прошла курсы по работе с лошадьми.
Юлия отмечает, что в Волгограде нет крупных специалистов по иппотерапии и адаптивной верховой езде, поэтому нередко приходится набираться опыта в других городах. Это, в свою очередь, весьма затратное дело.
— Для курсов нужны время и финансы. Это действительно дорого. А трудности есть везде, самое главное — то, как ты к ним подходишь.
Каждый воспитанник конного клуба уникален, уверена волгоградка. Достижения детей инструкторы воспринимают как свои собственные.
— Как правило, я замечаю изменения в состоянии и поведении детей уже на четвертом–восьмом занятии. Все зависит от того, в каком состоянии находится ребенок. Иногда требуется чуть больше времени. Конечно, это большое счастье — видеть, как каждый день приходит что-то новое: дети начинают лучше ходить и говорить.
«Читаем отзывы со слезами на глазах»
Полина Лейман занимается иппотерапией уже 7 лет и признается, что за эти годы испытывала и радость, и гордость от достижений воспитанников, и волнение. Каждый новый воспитанник — это колоссальная ответственность для тренера.
— Я начала работать с детьми на иппотерапии во время учебы в ВолГУ на специальности «Экология и природопользование». В начале была помощником инструктора, затем решила получить профильное образование по иппотерапии и адаптивной верховой езде. Я прошла курсы переквалификации по специальности «Инструктор-методист по адаптивной физкультуре» и обучалась в академии в Санкт-Петербурге по специальности «Иппотерапия. Адаптивный конный спорт».
Как и ее коллега, Полина говорит, что отчетливо видит результаты своей работы.
— У одних детей результаты заметны быстрее, у других процесс длится дольше, но эффект от занятий неизбежен. У каждого тренера в практике есть запоминающиеся случаи. Например, когда особенный ребёнок на лошади говорит своё первое слово. Или после занятия четко видна разница состояния мышц ребёнка, будь то расслабление спастичных мышц, или, наоборот, появление недостающего тонуса. Самое лучшее в нашей работе — это искренние и довольные отзывы родителей или самих детей о наших занятиях. Отзывы мы часто читаем и с улыбкой, и со слезами на глазах. Ради этого мы работаем круглый год: и жарким летом, и суровой зимой.
Конечно, признает волгоградка, случаются тяжелые моменты.
— Эмоциональное истощение после занятий всегда компенсируется зарядом энергии от детей и наших волшебных лошадок. Мне нравится до сих пор моя специальность по первому образованию, но я с удовольствием перестроилась на данную сферу деятельности.
«Как бы трудно ни было, всегда хочется возвращаться обратно в клуб»
Для Евгении Хрипанчук работа тренером стала первой. Девушка совмещает лечение детей с учебой в колледже.
— Я учусь в педагогическом колледже ВСПК по специальности «Специальное дошкольное образование». Сначала я сама пришла заниматься в секцию по конному спорту, потом начала помогать инструкторам на занятиях. Мне нравилось наблюдать за детьми, за их успехами. Нравилось видеть, как тренер вкладывает усилия, свою любовь, чтобы занятие пошло на пользу. И вот так потихоньку я училась, набиралась опыта от инструкторов, посещала конференции и семинары по иппотерапии.
По истечении пяти лет работы Евгения подтверждает, после общения с лошадьми у детей-инвалидов усиливается внимание, укрепляется посадка, в некоторых случаях даже меняется поведение.
— Как бы трудно ни было, всегда хочется возвращаться обратно в клуб, — говорит девушка.
На время ограничительных мер из-за эпидемии коронавируса конному клубу «Живая тропа» пришлось закрыться. Лошади успели отдохнуть, но вынужденный простой плохо сказался на достижениях юных волгоградцев.
— Минусом для детей стал перерыв в абилитации и реабилитации, откаты в уже проделанной работе, — рассказывает Полина Лейман. — Плюс в том, что период пандемии совпал с реализацией проекта при поддержке Фонда президентских грантов, благодаря чему у клуба и лошадей была поддержка. Конные клубы — предприятия непрерывного цикла. Без этого мы бы не справились. Лошади кушают каждый день, а благотворительных пожертвований без занятий, конечно, не поступает.
Кристина Почевалова