В акватории Волги близ Краснослободска найдено место, где в начале Сталинградской битвы, предположительно, погиб пароход «Гурзуф». Буксировавшее две баржи с оружием судно пережило несколько бомбардировок и обстрелов, пожар и затонуло на месте стоянки.
Экспедицию по поиску затонувшего корабля, бесследно исчезнувшего во время Сталинградской битвы, организовал военно-исторический музей «Наследие» совместно с Волгоградским региональным отделением «Российского военно-исторического общества» и АО ППТР «Петр». Поисковые мероприятия продолжались с 21 по 23 апреля на входе в воложку Куропатку близ Краснослободска.
— Первоначально при обследовании дна Волги водолазы обнаружили два судна, — рассказали в музее «Наследие». — Однако при обследовании первого судна и поднятии с него некоторых элементов стало ясно, что корабль погиб в конце 50-х годов прошлого века. Однако рядом, на входе в воложку Куропатку, у левого берега Волги, был найден остов колесного парохода.
Но, как выяснилось, не все найденные на дне Волги суда погибли в Сталинградскую битву.
— У нас уже стало доброй традицией проводить подобные подводные исследования, — рассказал учредитель Фонда социальных проектов «Наследие» Виктор Василевский. — В этом году при обследовании дна Волги сонаром мы наткнулись на судно, которое, по нашим предположениям, было военным, поскольку была видна башня. Наши партнеры, водолазы ООО ППТР «Петр» провели погружение, и выяснилось, что это рыболовецкое судно длиной около 30 метров 1955 года постройки. Когда подняли и очистили рынду, то на ней увидели надпись «Рыболовецкая артель имени Шмидта».
По словам господина Василевского, примерно в километре от места, где было обнаружено рыболовецкое судно, лежал еще один корабль, сильно занесенный песком:
— В этот же день мы переместились ко второму судну, — продолжает Виктор Василевский. — Поскольку был уже вечер, водолазы сделали только одно погружение, но обнаружили судно. Это был колесный пароход длиной около 45 метров. На 99% мы уверены, что это затонувший в 1942 году пароход «Гурзуф». Провести дальнейшие исследования не получилось — начался паводок и течение было таким сильным, что якоря не удерживали суда на месте, и дальнейшие погружения были опасны для водолазов. Приедем сюда осенью, когда сойдет вода и повысится ее прозрачность. По нашим данным, рядом с «Гурзуфом» лежат две баржи с оружием и боеприпасами, которые «Гурзуф» привел в Сталинград. Будем обследовать.
Такие выводы исследователи сделали, изучив информацию из старых лоций и параметры судна после его обследования. Известно, что пароход был построен в 1896 году на заводе Курбатова в Нижнем Новгороде. Длина судна составляла 45 метров, ширина — 15. Известно, что в сентябре 1942 года судно попало под артиллерийский и минометный обстрелы, а также пережило несколько бомбардировок. 17 сентября пожар уничтожил палубу и надстройку судна, но при этом корабль оставался на плаву. Последующие обстрелы привели к тому, что 20 сентября пароход затонул на месте стоянки. Деревянная баржа, к которой был пришвартован пароход, сгорела.
Выяснить, точно ли найденные на дне Волги остатки принадлежат загадочно исчезнувшему из документов «Гурзуфу», пока не удалось — помешало половодье.
— Была попытка уже нырнуть, — рассказал один из участников экспедиции, директор АО ПППР «Петр» Ярослав Латарцев. — Но сейчас паводок и течение, поэтому до конца не обследовали. От судна остался один металлический набор, деревянные детали отсутствуют. Он практически вымыт из грунта, практически весь оголен, и течение продолжает размывать грунт. Но сейчас ГЭС сбрасывает воду, и водолазам очень сложно работать. Как паводок спадет, приедем еще раз.
Также Ярослав Латарцев уточнил, что поднимать корабль, скорее всего, не будут — это невозможно. Однако после того, как позволят гидрологические условия, водолазы продолжат погружения, чтобы убедиться, что это действительно пропавший корабль.