Каждый раз после окончания отопительного сезона коммунальщики начинают готовиться к зиме: копают многочисленные траншеи, ямы и канавы, перегораживают оживленные улицы и просят горожан потерпеть без горячей воды в раскаленном от солнца Волгограде. Что скрывается за пугающим словосочетанием «планово-предупредительный ремонт», зачем нужны отключения горячего водоснабжения и что делают рабочие во время плановых остановок? Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, мы побывали в одной из котельных Волгограда.
Работы ведутся в котельной микрорайона № 629. Сейчас, во время планово-предупредительных работ, есть уникальная возможность увидеть котел, что называется, «голым». Его устройство на самом деле простое — несколько форсунок подают смесь газа и воздуха, внутри проходит около сотни труб, по которым циркулирует вода. Ее максимальная температура на выходе в условиях волгоградской зимы — 110 градусов. Однако при необходимости котел может нагреть воду и до 150 градусов. И это обычная физика — при повышении давления повышается и температура кипения жидкости.
Сейчас всё это разобрано. Демонтированы форсунки, срезаны поверхности нагрева, разобрана обмуровка котла.
Котел, который сейчас остановили на капитальный ремонт, был введен в эксплуатацию в 2002 году. Средний срок его службы — 20 лет. Как раз истекает. Новое же оборудование как минимум несколько лет будет требовать лишь регламентных работ.
— В машинном зале сейчас идет ревизия запорной арматуры и насосов, — рассказывает заместитель начальника по эксплуатации газового хозяйства энергорайона теплосетей № 1 Алексей Ланцов. — Выявляются слабые места, чтобы их устранить и спокойно уйти в зиму. Добавляются уплотнительные кольца, проверяется электрическая часть насосов. Все свою работу знают и делают ее на совесть.
Несмотря на то что котельная остановлена на планово-предупредительный ремонт, горячую воду получают практически все потребители.
— У нас есть возможность переключить потребителей, запитанных от этой котельной, на другие источники горячей воды, — продолжает Алексей Ланцов. — Поэтому с горячей водой перебоев у людей нет — ресурс они получают или с котельной на улице 4-х Связистов, или с котельной в квартале № 317.
Однако в районе всё равно отключают горячую воду. Но это никак не связано с ремонтом котельной. Отключения необходимы для ревизии труб. Тех самых, по которым горячая вода и тепло подаются от котельной до центрального теплового пункта и от него — до ввода в дом. Износ труб всё равно идет, несмотря на работы по их замене. И эти самые две недели необходимы именно для того, чтобы выявить слабые места и заменить их.
Кстати, котлы иногда плачут. Но это не настоящие слезы, а конденсат, который образуется из-за разности между температурами газоотводной трубы и окружающего воздуха. Если хоть капля воды попадет на поверхность нагрева — из-за резкого локального охлаждения она может выйти из строя. Поэтому на трубах установлены специальные конденсатоотводчики. Или, как их называют рабочие котельных, слезосборник. Увидеть слезы котла нам, к счастью, не удалось.
Зато удалось увидеть счастливое лицо Алексея Ланцова. Он, провожая журналистов из котельной, вышел во внутренний дворик, посмотрел на расположенный рядом с котельной многоквартирный дом и сказал:
— Вот так едешь зимой на работу, смотришь людям в окна — и понимаешь: котлы работают нормально, в квартирах у людей тепло и уютно. И душа радуется.