Директор Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Александр Клейтман признал, что изменение зоны охраны мемориального комплекса на Мамаевом кургане необходимо для «нормального освоения и развития» территории. В свою очередь, защитники культурного наследия заявили, что таким образом в Волгограде происходит приоритет личной выгоды перед памятью о миллионах погибших.
В своем комментарии Александр Клейтман ссылается на общую неухоженность части склонов Мамаева кургана, где в 26 января 1943 года соединились войска Донского фронта с 64-й армией Сталинградского фронта, а танк-памятник «Челябинский колхозник» оказался в «окружении» из автоцентров немецких концернов.
— Во время открытия мемориала на Мамаевом кургане территория, где сейчас располагается микрорайон «Семь ветров», представляла собой степь и замусоренные лесопосадки, — уверяет Александр Клейтман. — По мере развития города она осваивалась, постепенно и планомерно в период 1970–2000-х годов застраивалась. Сейчас остался небольшой неблагоустроенный участок, не входящий в состав мемориального комплекса — расположенный от комплекса за Второй продольной магистралью. Его соседство с территорией Мамаева Кургана производит странное впечатление, ведь, несмотря на близость к главной высоте России, этот участок представляет собой пустырь и фактическую свалку. Здесь очень редко можно встретить кого-нибудь, чаще люди обходят эту территорию стороной.
По словам Александра Клейтмана, зона охраны не сокращается, а она лишь меняет свою конфигурацию.
— Новый проект зон охраны этого объекта культурного наследия создает правовые основы для нормального освоения и развития данной очень важной для нашего города территории, чтобы этот пустырь, находящийся за второй продольной магистралью, преобразился для горожан, — настаивает руководитель центра по охране памятников истории и культуры, признавая, что это станет возможным только при изменении зон охраны объекта, — Я за нормальное освоение этой территории, с грамотным планированием, сочетанием жилой застройки с общественными территориями, аллеями, мемориальными объектами и так далее. Я против застройки высотными домами.
Оценивая возмущение общественных защитников объектов культурного наследия, господин Клейтман провел параллели с уничтожением Мемориального парка у подножия Мамаева кургана перед ЧМ-2018.
— Вспомните, как это было с парком у подножия Мамаева Кургана. Были возмущения, некоторые общественники также оставляли негативные отзывы, — заявил Александр Клейтман. — А теперь новая парковая зона у главного мемориала города всегда многолюдна, особенно в теплое время года: здесь гуляют волгоградцы разных возрастов, создана инфраструктура для отдыха с фонтаном, светодиодными арками, скамейками.
Высказывания господина Клейтмана уже вызвали реакцию председателя волгоградского реготделения ВООПИиК Валерия Котельникова.
— Во-первых, этот участок входит в состав мемориального комплекса — это официально зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Мамаев курган» — место ожесточенных боев в 1942 — 1943 гг.», — заявляет Валерий Котельников, — Во-вторых, именно у администрации Волгоградской области следует спросить, почему вместо музеефикации территория последнего боя Сталинградской битвы, где произошло соединение Донского и Сталинградского фронтов, представляет собой пустырь и фактическую свалку, и на каком основании там появились офисы продаж немецких автомобильных концернов, если правовые режимы территории запрещают там строительство? Ну, и в-третьих. Если вы правы, то почему так боялись и боитесь огласки планов застройки подножия Мамаева кургана? Почему так страшно представить этот проект хотя бы просто для ознакомления? Кто грешит в тиши, греха не совершает?
Напомним, сегодня утром члены Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выступили с заявлением, что склонам Мамаева кургана в Волгограде вновь грозит коммерческая застройка. Именно к этому, по их мнению, ведет активно лоббируемый региональной администрацией проект новых и значительно сокращенных зон охраны мемориального комплекса.
— Ведь цель проекта новых зон охраны Мамаева кургана одна — приоритет личной выгоды перед памятью о миллионах погибших в Великой Отечественной войне. В случае утверждения этого проекта, стоит ли удивляться тому, что скоро и в самом Сталинграде не будут помнить о Сталинградской битве, — заявляют авторы обращения, считая недопустимой попытку кулуарно провести секвестирование сакрального для всего человечества места памяти.