Жители Волгограда массово жалуются на угрозы от регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов. Как утверждают горожане, они все чаще стали получать звонки от ООО «Ситиматик-Волгоград». В них заранее записанный голос называет их нарушителями закона или требует оплатить долги, которых у людей и вовсе нет.
— По 4–5 звонков в день так. И неважно, есть долг или нет. Мне, жене, дочери, теще звонят. А она вообще субсидию получает. Ну как у нее долги могут быть тогда? — недоумевает Марк Бутурлинский. — И мерзкий, отвратительный мужской голос говорит: «Вы не соблюдаете закон!» У меня программа на телефоне стоит, которая блокирует подобные звонки, но они все равно пробиваются. Вот за сегодня я насчитал около восьми разных номеров, которые пытались до меня дозвониться. Это продолжается уже 2–3 месяца как минимум. У них раньше и название компании было, и автоответчик другой. Видимо, как юрлицо поменялось, они и звонки поменяли. У меня цена на вывоз мусора в одной платежке с остальной коммуналкой, я плачу каждый месяц исправно.
По словам жертв телефонного домогательства, атаки регионального оператора по вывозу мусора начались относительно недавно.
— Мне робот звонит каждый раз. Я сначала выслушивал, потом начал на середине трубку класть, — признается политтехнолог Дмитрий Бессонов. — Звучит это примерно так: «Уважаемый абонент! Компания «Ситиматик» напоминает о своевременном погашении обязательств». Я в черный список их внес. Но, что самое интересное, после моего поста в Facebook это прекратилось. Но раньше доходило до пяти звонков в день. Это началось в начале сентября и продолжалось недели полторы.
— У меня, к счастью, один раз такое было, — рассказал известный волгоградский политолог Александр Сайгин. — Что самое интересное, автоопределитель на телефоне идентифицировал номер как «мошенников» и «злоумышленников». Голос на том конце провода сказал мне, чтобы я вовремя оплатил услуги по вывозу мусора. Я был очень сильно удивлен, потому что всегда своевременно все оплачиваю. Но знаю, что эта проблема — назойливые звонки — достаточно массовая.
Звонки от регоператора не дают покоя не только физическим, но и юридическим лицам. Своим опытом общения с ООО «Ситиматик-Волгоград» (которое ранее называлось АО «Управление отходами — Волгоград») поделился владелец бара «Нора» Вячеслав Кузьменко.
— В какой-то момент нам начали поступать настойчивые звонки с записью сообщения о том, что за нами якобы накоплен долг за вывоз ТБО. Мы попытались разобраться в ситуации, сразу же обратились в офис регоператора, тогда это было «Управление отходов», и предоставили документы, подтверждающие, что вывоз ТБО у нас осуществляется нашим арендодателем, у которого, в свою очередь, заключен договор с оператором, соответственно, в случае оплаты вывоза мусора с нашей стороны одна и та же услуга будет оплачена дважды.
Вразумительного ответа мы не получили, звонки продолжились, в итоге мы просто заблокировали номер. После того как у регоператора сменилась вывеска при том же менеджменте, ничего не изменилось.
Вячеславу Кузьменко начали приходить счета и акты сверки, которые он подписывать отказывается. Повторная отправка документов, в которых описана процедура вывоза мусора арендодателем, ни к чему не привела. В итоге Вячеславу пришлось ехать в офис «Ситиматик» и лично передавать бумаги в руки сотрудников с их регистрацией.
— Мы не понимаем, почему мы должны тратить на это свое время и нервы? — задается вопросом бизнесмен. — Подобные же настойчивые звонки продолжаются и у многих других ИП, о чем люди жалуются в соцсетях. Звонят всем, неважно, ведется деятельность или нет и какая эта деятельность. В свою очередь, нас интересует, за чей счет ООО «Ситиматик», а ранее «Управление отходов», размещает оскорбительные ролики в адрес предпринимателей на радиостанциях, в которых предприниматели априори выдаются как этакие жулики, тунеядцы и неплательщики? Ролики выходят ежедневно на разных станциях, крутятся десятки раз, стоит это десятки, если не сотни тысяч рублей в месяц. Платят за это, по всей видимости, обычные граждане и ИП. Все эти методы напоминают действия коллекторов, вопрос — будет ли это как-то способствовать мусорной реформе и, например, раздельному сбору мусора? У меня большие сомнения.
В попытках дать правовую оценку действиям регионального оператора вы столкнетесь с вопросом — а как классифицировать такие назойливые звонки? Это реклама? Или незаконное использование персональных данных? С этими вопросами мы обратились в областную антимонопольную службу.
— У нас этот вопрос возникал еще раньше, и нам некоторые граждане писали обращения, — рассказала журналистам заместитель руководителя УФАС по Волгоградской области Ирина Никуйко. — Они звонят по номерам людей из каких-то телефонных баз, не очень актуализированных. Мне лично тоже звонят, я каждый день только и успеваю, что блокировать новые номера. Но в этих звонках нет объекта рекламирования, они как бы не продвигают себя, а, пусть и ошибочно, но указывают на обязанности по закону заплатить или заключить с ними договор. А реклама у нас не распространяется на такую информацию. Насколько мне известно, номера телефонов они берут у управляющих компаний. Но это, как ни крути, ущемляет интересы граждан и индивидуальных предпринимателей. Мы, обращая внимание на агрессивную, назойливую и грубую форму звонков, передаем все обращения в областную прокуратуру. С конца прошлого года нам поступило порядка 10 таких жалоб, которые мы перенаправили.
Журналистам не удалось дозвониться до департамента по связям с общественностью ООО «Ситиматик-Волгоград». В компанию направлен письменный запрос. На момент публикации ответа от компании так и не поступило. Также запрос направлен в прокуратуру Волгоградской области с просьбой дать правовую оценку таким звонкам от регионального оператора.