Под Волгоградом у пенсионерки из-за кредита отобрали единственное жилье. Трагическая история на грани закона, морали и юридической неграмотности произошла в Краснослободске. 63-летняя Лариса Белоусова взяла кредит под залог своей квартиры в микрофинансовой организации. Выплачивать его обязались ее дочь с супругом, для которых эти деньги и предназначались. По словам пенсионерки, они всё платили исправно, но позже им увеличили долг якобы за неуплату, а затем отобрали квартиру и требуют выселения. В кредитной компании настаивают, что заемщики злостно не исполняли свои обязательства, а квартира перешла в собственность абсолютно законно.
«Дочка попросила»
Лариса Белоусова уже несколько лет на пенсии. 63-летняя женщина живет в трехэтажном многоквартирном доме в Краснослободске. В 2018 году она решила взять кредит, но не для себя, а для любимой дочери.
— Этот кредит решила взять не я, — утверждает Лариса Белоусова. — Дочери не хватало денег на покупку дома. Они с супругом решили вложить материнский капитал в недвижимость, но сумма недостаточная была, попросили хоть как-то помочь им. Зять нашел контору, и мы поехали оформлять кредит. Мы читали договор, но, если честно, не вникали. Выплачивали деньги зять с дочерью, я же на пенсии, с меня ничего не возьмешь. Они платили всё вовремя — по 10 тысяч рублей в месяц. В кредитной организации мне говорили, чтобы я не переживала, а с квартирой всё будет хорошо. Ну и вот полгода они платили, а потом нас пригласили в суд. Как выяснилось, эти ежемесячные 10 тысяч — только проценты. И в суде нам пересчитали долг, увеличив его до 500 с лишним тысяч рублей. Про квартиру разговора не было.
Пенсионерка взяла кредит на 300 тысяч рублей под 38% годовых на семь месяцев под залог своей двухкомнатной квартиры — иначе бы безработной пенсионерке такую сумму не дали. Заем оформили как ипотечный, поручителями по нему выступила дочь Ларисы Белоусовой и ее супруг. Договор в семье давно потеряли, но утверждают, что ежемесячный платеж, указанный в документе, составлял 10 тысяч рублей. В это сложно поверить, так как путем несложных арифметических манипуляций можно вычислить, что взносы должны были составлять более 50 тысяч рублей.
«Это мое единственное жилье. Если меня выселят, жить мне негде. Мы эту квартиру получали еще когда муж на заводе работал»
— За якобы неуплату нам сделали перерасчет кредита, рефинансирование, — рассказала пенсионерка. — Потом судебные приставы начали списывать с карты дочери и ее супруга деньги. Сначала 60 тысяч, потом 20, потом еще сколько-то. Они же поручителями выступили. Весь 2020 год они платили этот пересчитанный кредит. Но почему-то все деньги им потом перевели обратно. А в октябре этого года нам позвонил пристав и сказал: «Освобождайте квартиру, она уже не ваша».
«"Двушку" оценили в 350 тысяч рублей»
Большую роль в этой истории сыграла юридическая неграмотность Ларисы Белоусовой, в которой пенсионерка сама признается. В 2019 году ООО МКК «Невский», где она брала кредит, обратилось в суд с иском к женщине и поручителям с требованием взыскать с них более 500 тысяч рублей долга, процентов и неустоек, а также обратить в счет долга квартиру. Как следует из решения, вынесенного судьей Центрального районного суда Игоря Козлова, Лариса Белоусова и поручители были уведомлены должным образом о заседании, однако не явились на него. Сама же жительница Краснослободска утверждает, что никто им о суде не сообщал. Тем не менее Игорь Козлов рассмотрел иск и встал на сторону микрокредитной организации, обязав приставов реализовать квартиру. Вот только при ее кадастровой стоимости в 1,2 миллиона, а рыночной — еще больше, независимый оценщик обозначил ее начальную цену в 350 тысяч рублей. Осенью 2021 года судебные приставы потребовали от женщины покинуть жилое помещение.
— Мы сначала подумали, что это шутка, поехали в кредитную контору, — вспоминает Лариса Белоусова. — Они говорят: «А зачем вы приехали? Квартира уже год как наша». А на каком основании? У нас ни документов, ничего нет. И вот с октября месяца длится эта песня. Моя дочь ездила к приставам, просила документы, спрашивала про оценщиков, которые не приходили. Ничего ей не показали и не выдали. А в кредитной организации ей сказали: «Платите два миллиона, если хотите получить свою квартиру назад».
Сама Лариса Белоусова и ее семья доверили все разбирательства юристам, но сами при этом до конца не понимали, что происходит. По словам пенсионерки, даже спустя два года после решения суда они его не видели.
«У нас сменилось уже несколько адвокатов. Они просто выходили из суда после проигранного дела и говорили: "Ну извините"»
— Совсем недавно меня не было дома, а в это время приходил пристав, — добавила Лариса Белоусова. — Он в дверях оставил уведомление, чтобы я в течение семи дней покинула квартиру. А на днях мне еще штраф пять тысяч рублей выписали. За что штраф — я без понятия. Видимо, за то, что не выселяюсь из своей квартиры.
«Платежей практически не было»
ООО МКК «Невский» работает с 2010 года, зарегистрировано в Центральном районе Волгограда. Чистая прибыль компании за 2020 год составила более 600 тысяч рублей. По данным из открытых источников, только за этот год компания стала залогодержателем десятков транспортных средств как юридических, так и физических лиц. А судя по картотекам судов, у организации есть опыт разбирательств с такими заемщиками, как Лариса Белоусова.
По словам представителя ООО МКК «Невский», на крайние меры — обращение в долг заложенного жилья — они пошли ввиду неисполнения заемщиком своих обязательств.
— Мы даже делали заемщику реструктуризацию и уменьшали процентную ставку, но платежей не было от слова «вообще», — утверждает сотрудник компании Антон. — Понятно, что в микрокредитных организациях они больше, чем в банках, но таков рынок. С другой стороны, мы не из таких организаций, которые на остановке общественного транспорта под 600% годовых кредит выдают. Целый год после получения квартиры в собственность мы никаких требований к ним не предъявляли, не выселяли. Предлагали хоть какой-то путь решения найти, чтобы разойтись, чтобы они хоть что-то заплатили. На это никакой вообще реакции не было. А вот когда исполнительный лист о выселении появился, они начали обращаться в СМИ.
Как утверждает представитель компании, Лариса Белоусова и ее поручители выплатили лишь малую часть кредита, а оцененную в 350 тысяч рублей квартиру позже переоценили в апелляционной инстанции по требованию ответчиков в 1,2 миллиона рублей.
— После этого квартира была передана приставам на реализацию, они назначили торгующую организацию, были проведены двое торгов, которые признали несостоявшимися, и по закону об исполнительном производстве квартиру передали нам, — рассказал сотрудник микрокредитной организации. — А из единственного жилья выселяют. Человек же квартиру заложил для получения кредита, хоть она и единственная, ее могут обратить в счет погашения долга. Так как это отдельная категория гражданских дел — о выселении — в обязательном порядке к рассмотрению привлекались органы прокуратуры. С точки зрения закона никаких нарушений прав человека тут нет.
По словам представителя ООО МКК «Невский», вопрос взаимозачета долга и стоимости имущества регулируют приставы. Им же квартира досталась на абсолютно законных основаниях.
— Мы готовы идти на контакт, пытаться решать вопрос без лишения человека квартиры, но хочется верить, что он хоть что-то начнет платить, — заявил сотрудник компании. — И мы это предлагали не раз. Но они либо игнорировали, либо присылали адвоката, сами не приходили. Он нам предлагал какие-то земельные участки, которые, во-первых, тяжело реализовать, а во-вторых, они к тому же арестованы.
«Однажды к такому делу подключилась ФСБ»
Волгоградский юрист Андрей Гордеев считает, что эта неоднозначная история как минимум заслуживает внимания правоохранительных и надзорных органов, потому что в настоящее время только им под силу разобраться в случившемся и дать правовую оценку.
— Множество таких микрофинансовых организаций пользуются правовой безграмотностью людей, меняют название контор, но суть остается всё та же — взять за три копейки право требования на дом, квартиру или что-то еще, — считает Андрей Гордеев. — Тем самым пытаются обойти закон, связанный с невозможностью истребования чужого имущества — единственного жилья людей. Интересно, куда приставы будут выселять бабушку зимой. Если ее будут штрафовать по два раза в неделю на пять тысяч рублей за то, что она не покидает квартиру, в месяц так можно наштрафовать на 40 тысяч рублей, а пенсия у нее в четыре раза меньше. Как она в такой ситуации может что-то выплачивать? Человек попадает в долговую яму просто.
По словам юриста, иногда к подобным делам подключаются силовики и истории заканчиваются неожиданным образом.
— Мы знаем одну историю: была женщина, которая пришла на прием к руководителю Следственного комитета, — вспоминает Андрей Гордеев. — С учетом того, что она состояла в каком-то совете ветеранов, сотрудники Следственного комитета совместно с ФСБ накрыли какую-то микрофинансовую организацию, а нового собственника квартиры, который честно ее купил на торгах по реальной цене, обязали вернуть эту квартиру и забыть про долг. Вот такие чудеса происходят, но крайне редко.
В УФССП по Волгоградской области отказались сообщить информацию об исполнительном производстве в отношении Ларисы Белоусовой, так как редакция V1.RU не является стороной производства, а также на основании закона о персональных данных.
— Вместе с тем сообщаем, что, согласно данным, находящимся в открытом доступе, в отношении гражданки Белоусовой в УФССП России по Волгоградской области имеется исполнительное производство о признании ее утратившей право пользования жилым помещением и выселении из занимаемого жилого помещения, — сообщили в пресс-службе регионального УФССП. — В процессе исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законодательством, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительных документов. Стоит отметить, что гражданка Белоусова имеет право обжаловать решение суда, выдавшего указанный исполнительный документ, в порядке, предусмотренном нормами Гражданско-правового кодекса РФ.