В Волгограде с 1 февраля меняются правила организации похорон и содержания кладбищ. Теперь, прежде чем заказывать похороны, многочисленные разрешения и согласования волгоградцам придется получать в структурах комитета городского хозяйства администрации. Эксперты уже предполагают, что бюрократическая процедура, с которой теперь придется сталкиваться горожанам, серьезно осложнит организацию и проведение похорон.
Как сообщили V1.RU в пресс-службе Волгоградской городской думы, сегодня на заседании комитета по экологии и благоустройству заслушивали доклад о подготовительных мероприятиях к вступлению в силу поправок в Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде.
— Изменения в документ, регламентирующий сферу похоронного дела в Волгограде, серьезно меняющие подход к организации ритуальных услуг, должны вступить в силу 1 февраля, — сообщили в пресс-службе думы, — концептуальное отличие новых правил — услуги по погребению теперь могут оказывать не только специализированные службы по вопросам похоронного дела, но и другие организации. В ведение администрации Волгограда, помимо контроля, перейдут также полномочия по ведению архива, делопроизводства и так далее.
Докладывавший о проведении реформы руководитель департамента городского хозяйства Виталий Земцов, подчиненные которого в этом году уже вызвали массовое возмущение волгоградцев переделкой маршрутов общественного транспорта, заявил, что все подготовительные мероприятия находятся на заключительном этапе и никаких неудобств возникать не должно.
При этом, по словам президента Ассоциации предприятий похоронной отрасли Волгоградской области Людмилы Яскевич, благодаря изменениям правил эти неудобства у людей, потерявших своих близких, возникнут уже сразу, с 1 февраля.
— Те изменения в Правилах, которые уравнивают в правах хозяйствующие субъекты при оказании ритуальных услуг, являются позитивными. У граждан появляется право выбора, — говорит Людмила Яскевич. — Но не все вопросы еще решены. Так, по нашему мнению, заложенный решением Волгоградской городской думы механизм организации похорон предполагает отказ от действующего сейчас принципа одного окна, предлагая взамен порядок, требующий для граждан больших, чем раньше, временных затрат. А в условиях стресса, который переживают в этот период родственники покойного, это приводит еще и к дополнительным психологическим нагрузкам.
Людмила Яскевич рассказывает, что уже с 1 февраля для организации похорон родственникам умерших теперь будет необходимо сначала обратиться в органы ЗАГС за получением свидетельства о смерти, затем посетить департамент городского хозяйства администрации Волгограда с заявлением на захоронение в соответствии с волеизъявлением умершего. Причем принятие этим органом власти решения не всегда может быть осуществлено сразу. Во многих случаях необходимо будет убедиться, что исполнение воли умершего или пожеланий родственников возможно, так как многие кладбища сейчас закрыты для новых захоронений и там возможны только захоронения в родственную могилу.
Далее заказчику похорон необходимо будет посетить кладбище для определения перечня необходимых работ и подготовки места захоронения. И только после этого возможно будет обращение в специализированную службу по вопросам похоронного дела Волгограда либо в ритуальную организацию за оказанием услуг по погребению. Одновременно с этим именно организатору похорон будет необходимо решать и иные, сугубо бытовые вопросы: извещение родственников и близких умершего, приобретение необходимой атрибутики, выбор места прощания с умершим, например дома или в ритуальном зале, места проведения поминального обеда и тому подобное. И всё это предстоит выполнить в очень короткий срок.
— Мы считаем, — продолжает Людмила Яскевич, — что с точки зрения практической реализации данный механизм видится весьма обременительным для граждан, прежде всего в организационном аспекте, так как требует от заявителя значительных усилий и способности координировать все эти процессы между их исполнителями, к чему, безусловно, жители города не привыкли и, главное, не готовы. При этом первоначальный проект изменений в правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ, разработанный ранее администрацией Волгограда, предусматривал сохранение принципа одного окна. Однако, к сожалению, по настоянию Управления Федеральной антимонопольной службы, его приняли в нынешнем виде.
Людмила Яскевич говорит, что Ассоциация выказывала свои опасения по поводу новых правил в письме в Волгоградскую городскую думу.
— Считаем необходимым, сохраняя заданный решением принцип организации разрешительной работы в похоронном деле, организовать принятие от граждан документов на захоронение умершего непосредственно на кладбище силами лица, которое имеет постоянное присутствие на кладбище в силу выполнения тех или иных работ по содержанию кладбища, — говорит Людмила Яскевич. — Также считаем, что на данную организацию целесообразно будет возложить обязанность и по подготовке мест захоронений умерших. С практической точки зрения это сократит более чем в два раза время организации похорон и упростит саму процедуру, поскольку до передачи документов заявителя в административный орган участок захоронения будет осмотрен, а в уполномоченный администрацией Волгограда орган вместе с комплектом документов заявителя сразу будет направлено подробное описание участка захоронения. Сократится и время принятия администрацией решения о возможности реализации волеизъявления умершего, которое может быть высвобождено и направлено непосредственно на рассмотрение документов и работу с гражданами по возникающим у них вопросам, а не на сбор документов.
Но, учитывая уже опыт реформирования администрацией Волгограда маршрутов общественного транспорта, когда хаотично переставлять и перекраивать маршруты повторно начали после массового негодования горожан, в ассоциации считают, что, получив шквал возмущений после ввода новых правил, чиновники спешно займутся их очередной корректировкой.
— Так или иначе, но новый порядок начинает действовать, и практика покажет, насколько он эффективен, — подытожила Людмила Яскевич. — Конечно, обеспечение равных прав предпринимателей важно, но еще важнее права граждан, которые не должны испытывать неудобства от этих нововведений. Поэтому не исключено, что, проведя анализ первых итогов работы по новым правилам, их придется еще корректировать.