Рост цен на продукты, бензин и прочие товары повседневного спроса, не говоря уже о предметах роскоши, всё больше вгоняет волгоградцев в панический ступор. Постоянная смена ценников в магазинах и нехватка денег беспокоят горожан уже гораздо больше, чем происки мировой закулисы и очаги всевозможной напряженности, о которых денно и нощно рассказывают с экранов телевизоров. О том, что у нас принято бороться с проблемами тогда, когда они уже встают во весь рост, высказался в авторской колонке журналист Михаил Вержба.
Мне кажется, главным раздражителем для населения является ныне не потенциальная военная угроза, не антиковидные меры, даже не коррупция, а безудержный рост цен. В связи с этим вот что вспомнилось.
Не так давно мы были свидетелями, как властная вертикаль боролась против скачка цен на сахар и подсолнечное масло. Президент дал указание, и минсельхоз и региональные власти стали совещаться с производителями, угрожать им санкциями, словом, как могли, всем миром хотя бы на время предотвратили дальнейший рост цены.
Честно сказать, у меня тогда возникло несколько вопросов.
Первый. А почему, собственно, производители этих двух продуктов должны себя чем-то ограничивать в рыночных условиях? Они что, рыжие что ли, всем можно, а им нельзя?
Второй. Почему выбрали именно сахар и масло? А разве мясо-молочные продукты, макаронные изделия, крупы не являются предметами повседневного спроса? А чай и кофе? А хлеб? А фрукты-овощи? А промтовары?
Третий. Разве рост цены зависит только от аппетита производителей?
Короче, я был уверен, что та кампания была непродуманной, неэффективной или вовсе показушной. Для успокоения общественного мнения. Если бы всерьез захотели побороться с проблемой, то рассмотрели бы всю цепочку ценообразования. А она, как известно, включает затраты на энергоносители, транспортировку, аренду, сырье, налоги и прочее-прочее. Причем не только для производства двух, непонятно каким образом выбранных, продуктов, а для всего спектра товаров и услуг.
И вот вспомнил такой эпизод из собственной биографии. Кажется, я как-то уже рассказывал о нем. Дело было в начале нулевых. Я тогда работал собкором «Труда» в Волгограде. И вот у нас прошло областное совещание производителей подсолнечника. Руководители сельхозпредприятий говорили о трудностях для отрасли и в один голос предрекали скачок цен на свою продукцию.
Но на уровне региона решить такие проблемы невозможно. И я написал материал, чтобы в федеральной газете привлечь внимание центра к теме. Отправил в редакцию. Через пару дней позвонил узнать о судьбе статьи. Редактор отдела ответствовал, что он не поверил в угрозу скачка цен и позвонил в министерство. Там посмеялись и сказали, что корреспондент просто паникер и что для роста цены нет никаких оснований. В общем, материал не опубликовали.
Очень скоро случился почти двукратный взлет цены…
Это я к тому, что у нас принято бороться с проблемами тогда, когда они уже встают во весь рост. Предвидеть обострение ситуации наши отраслевые власти не могут. Даже не хочу разбираться почему это происходит. Не могут и всё.
Политическая власть тоже не может. В итоге мы имеем то, что имеем в магазинах. То есть в исполнительной вертикали есть пробелы. И если их не залатать, если министерства и ведомства не заработают на упреждение, нарастание проблем неизбежно. В том числе и социальных.
И всякие навальные тут не при чем. Они не в силах «возбудить» народ своими призывами. А вот воспользоваться ошибками, недоработками, неумением (называйте как хотите) власти могут.
Так что рост цен в магазинах — проблема не чисто экономическая. Она социально-политическая и общенационального масштаба. Можно сказать, это проблема национальной безопасности. И танками с ракетами ее не решить.
А решить надо. Иначе — беда. Такое у меня суждение.
Согласны с автором?