Сегодня вечером в Волгограде пройдут общественные слушания по строительству четырех 25-этажных и одной 13-этажной высотки на склоне между железной дорогой, автовокзалом, улицей Пархоменко и храмом Сергия Радонежского. Построить их захотела странная компания из Подмосковья, где числился всего один сотрудник, и прослеживаются четкие связи с волгоградскими бизнесменами и «концессионерами». Нет, там не будет обсуждаться вопрос — «нужны ли вообще там такие дома», а лишь разрешение их строить почти на 80 метров в высоту. Кому понадобилось давать разрешение на стройку подобной недвижимости на склоне и почему нынешней власти и коммерсантам никогда не достичь даже близкого подобия тех, кто проектировал и строил послевоенный Волгоград, рассуждает известный политолог Александр Сайгин.
Строительство в России в целом вызывает противоречивые чувства, а уж когда речь заходит о Волгограде, то выражений, кроме нецензурных, подобрать весьма сложно. Но нужно попробовать.
Я не урбанист, но с удовольствием при посещении любого города смотрю, что происходит с его архитектурой. Самые трепетные чувства у меня вызывает комплекс сталинского ампира в Центральном районе Волгограда — вот уж где точно видно, что люди руководствовались не жаждой личной наживы, а наукой и современными им представлениями о прекрасном.
К сожалению, последние лет 20 в Волгограде нет разговоров об архитектуре и градостроительстве. Нет у современного Волгограда ни дизайн-кода, ни Генплана. Вернее, он есть, но совершенно игнорируется как городскими и региональными властями, так и местными коммерсантами. Любые объекты строятся, исходя из сиюминутной коммерческой выгоды, проистекающей из полученной же сиюминутной возможности.
Что же происходит с застройкой города? Возьмем для начала маленький пласт коммерческой недвижимости. Речь даже не о мини-шалманах, которые лепятся на любом свободном месте. В центральной части города сегодня стоит три незавершенных торгово-деловых центра — «Мономах» на Профсоюзной улице (наследие недолгого периода руководства областью Сергеем Боженовым), высотка рядом с Астраханским мостом (привет одному из депутатов Волгоградской областной думы) и деловой центр «Москва» на Бакинской, который вроде бы и готов, но до сих пор не введен в эксплуатацию. Казалось бы, три потенциально перспективных точки деловой жизни, которые так и не обрели жизнь и теперь тихо ждут каких-то непонятных лучших времен.
А что же с точками развития жилой многоэтажной недвижимости? Если не брать во внимание совсем уж спорные объекты типа попыток застройки склона Мамаева кургана. Прения на этот счет не завершены, они лишь немного угасли. Так, на территории Ворошиловского, Дзержинского и Центрального районов есть несколько площадок, которые так и остались неосвоенными в точности со своими проектами.
Недоограненным бриллиантом Волгограда остался «Волгоград-Сити», на территории которого планировалось порядка 15 объектов жилой и нежилой недвижимости. Сегодня мы наблюдаем там лишь четыре высотки и территорию, которую так и не смогли облагородить.
Есть территория бывшего метизного завода, где появилось два дома (в разных концах этого завода) и одна крупная частная клиника. На этом всё как-то притормозилось. Что-то происходит на территории бывшего завода «Медтехника». Проект на картинках выглядит великолепно, но что будет в реальности, пока непонятно. Редкими светлыми окошками по ночам светит большой ЖК на Новороссийской от еще одного депутата облдумы. Сам губернатор несколько лет назад высказывался о необходимости освоения территорий бывшего Качинского училища и военного городка от улицы Качинцев и до улицы Землячки. Робкие шаги в этом направлении делаются, но единый облик совершенно не просматривается.
В то же время последние несколько лет идут разговоры о застройке прибрежной линии. Жители Волгограда неоднократно читали, как из рук в руки переходила перспективная территория грузового порта в Ворошиловском районе. Всё отчетливее во властных коридорах раздаются речи о необходимости рекультивации и редевелопмента заводских площадок бывшего Тракторного завода, вероятно, Баррикад и Красного октября. Еще лет десять назад такие планы казались фантастикой, но теперь они становятся всё более реальными.
В контексте таких масштабных планов в очередной раз возникает вопрос: кому понадобилось давать разрешение на стройку недвижимости на склоне на Пархоменко? Мало того, что сама улица и ее дорожная линия просто не вытянут автомобильный поток новых домов, так еще и нет ответа на вопросы, куда жильцы новых домов будут водить своих детей учиться, где сами будут лечиться и парковать свои автомобили. И будут ли там люди вообще?
Тезис о том, что волгоградцы нуждаются в новом жилье, очевиден. Но также справедливо и то, что отъезд из города видится части волгоградцев более перспективным, нежели попытка в нем остаться. Так для кого могут быть построены новые квадратные метры, если количество жителей не растет, равно как и зарплаты остающихся? А главное — кто и зачем пытается создать максимум неудобств жильцам как старых домов, так и потенциальных новостроек? Может быть, закончить развитие тех территорий, которое было начато за последние 10–15 лет, а потом уже думать об уплотнении в периметре? Если будет кому уплотняться. Жителям частного сектора, например, и так неплохо живется, а дискуссии о том, как привести в порядок существующие массивы, до сих пор не поднимались ни одним местным политиком.
Согласны с автором?