Два человека погибли при пожаре в аварийном бывшем общежитии на улице Жолудева в Тракторозаводском районе Волгограда. Еще двое, 37-летняя женщина и 61-летний пенсионер, получили тяжелейшие травмы: спасаясь от огня они выпрыгнули из окон. Довоенное здание, в котором произошла трагедия, несколько раз горело, у него обваливался фасад, и уже много лет оно выглядит так, словно его забыли отремонтировать еще со Сталинградской битвы. И в нем до сих пор живут люди, которые считают, что только чудом удалось избежать многочисленных жертв.
У четырехэтажного дома № 18 по улице Жолудева в Тракторозаводском районе крайне богатая и страшная биография. Построено в 1940 году как общежитие. Разрушено в ходе войны. Восстановлено. Горело в 2011 году. В 2017 году обрушилась торцевая стена с первого по третий этаж. Было признано аварийным, но так и не расселено.
6 мая дом загорелся вновь — огонь вспыхнул в одной из комнат на втором этаже. Двое сгорели, двое — в больнице с крайне тяжелыми травмами. Огонь «шел» по деревянным перекрытиям очень быстро, и сейчас между вторым и третьим этажами зияют дыры. Идти по коридорам крайне небезопасно. Стены — словно после бомбежки. Окна выбиты, и даже на не задетые пламенем общий туалет и душевые, как говорится, «без слёз не взглянешь» — зияют отверстия в полу вместо унитазов, а перегородки из фанеры еле держатся на разваленных креплениях.
Находиться внутри небезопасно, но люди продолжают в нем жить. Кому-то просто некуда идти. Другие прожили в общежитии много лет и не хотят бросать нажитое. А кто-то живет большими семьями и переехать — тоже нет возможности. При этом, со слов жильцов, после визуального осмотра здания чиновники так и не озвучили — что дальше будет с их жильем.
— Когда нас эвакуировали, кто-то поехал к родственникам, а тех, кому некуда деваться, разместили в школе № 29, но всего на одну ночь, — рассказала V1.RU жительница комнаты на втором этаже Наталья. — Моя комната через две от сгоревшей. Посмотрите, что здесь творится — всё в копоти и гари: посуда, обои. Выбиты были двери и окно. Я через него выбиралась по пожарной лестнице. Сейчас собираем вещи, пока к знакомым поедем.
Жительница четвертого этажа Анна Попова говорит, что им с мужем и тремя детьми найти новое жилье очень непросто.
— Мы здесь с 2001 года, уже обжились. Приходил кто-то из администрации, из управляющей компании. Говорят: мол, вас отсюда временно уберут, сделают капитальный ремонт и будете дальше хорошо жить, — рассказывает Анна. — Спрашиваю: а куда мне деться отсюда с тремя детьми? А в ответ слышу — вы живете не при коммунизме, кто вам обязан давать жилье? Никто! И это говорят чиновники, которые однозначно живут в очень комфортных условиях.
Супруг Анны Евгений рассказал, что хоть сегодня они могут переехать в маневренный фонд — расположенные рядом общежития.
— В новостях смотрю: администрация рапортует, что жильцов готовы переселить в маневренный фонд, но пока никто не обращался, — рассказывает Евгений — Конечно, не обращался! Этот маневренный фонд не лучше нашего. Соседние аварийные дома! Они тоже — ни сегодня-завтра рушиться начнут. И выскажусь по поводу возможного капремонта нашего здания. Это абсурд! Что тут ремонтировать? Вы посмотрите на стены, потолки: сами подмазываем, латаем, что можем. С торца стена обваливается. Какой ремонт, сносить надо!
Жительница четвертого этажа Ирина Насонова живет на Жолудева, 18 более 20 лет. В небольшой уютной комнате много цветов, пахнет выпечкой, на диване спят два упитанных кота.
— Ну не готова я вот так всё бросить и уйти в непонятный маневренный фонд! Пусть сначала предоставят мне хотя бы то, что я имею, — говорит Ирина. — Аналогичную квадратуру, а не комнатку-клетушку в 11 метров. Я живу здесь много лет, всё чистенько, аккуратно у меня, потолок натяжной недавно поменяла, кондиционер установила. Почему я должна всё это оставлять. Оставить и просто уйти? Я разве много прошу? Мы ведь не маргиналы какие-нибудь. Чтобы вот так нас бросить и пусть доживают, пока совсем не рухнет здание. Обидно! Мы беженцам с Украины помогаем, а почему мы, волгоградцы, в таких условиях живем?
После праздничных выходных на Жолудева, 18 вновь должны прийти представители некой комиссии.
— Электричества и света у нас нет, когда будет — неясно. А еще нам взяли и горячую воду отключили, чтобы мы здесь не ночевали, — говорят жильцы. — Видимо, боятся, мало ли что-нибудь обвалится. После 11 мая придет комиссия решать — пригодно общежитие или нет для жилья после случившегося пожара. Наша четырехэтажка и так-то много лет рушится, а они всё решают и решают. Дом войну пережил, а сейчас выглядит как будто после бомбежки! И это в XIX веке, когда говорят о нанотехнологиях, полете в космос и много о чем еще по телевизору. А мы моемся в душе из фанеры, латаем окна от холодов досками и боимся выходить в коридор, как бы пол и потолок не обрушились.