Станица Березовская в Даниловском районе Волгоградской области осталась практически без средств к существованию. Бюджет трещит по швам: местная казна пустая. И все потому, что львиная доля денег из бюджета «ушла» родственникам погибшей в 2020 году в фонтане девочки. Местные власти заявляют, в скором времени станица вообще может лишиться благ цивилизации.
Напомним, трагедия в станице Березовской произошла 5 июля 2020 года. Девятилетняя девочка вместе с подругой гуляла в центральном парке станицы Березовской Даниловского района. Играя рядом с фонтаном, школьница уронила в воду свою кепку. В следующие минуты события развивались по самому трагическому сценарию. Девочка перешагнула бортик фонтана и получила удар током. Подруга попыталась помочь девочке, вытащила ее из воды, но не смогла оказать помощь. К сожалению, спасти ребенка не удалось и взрослым — девятилетняя жительница станицы Березовской умерла на месте. В середине декабря прошлого года вступил в законную силу приговор в отношении главы сельского поселения Александра Малова, осужденного за халатность, повлекшую смерть ребенка. Чиновника приговорили к двум годам колонии-поселения, а также по решению суда в пользу родителей были назначены компенсации по полтора миллиона на каждого.
История с исковыми требованиями от родственников погибшей девочки получила продолжение недавно. Вслед за родителями компенсацию морального вреда потребовали две бабушки, два дедушки, а также брат девочки. Суд встал на сторону близких и также обязал местную администрацию выплатить немалые суммы. Казалось бы, назначение денежных выплат — стандартная практика. Но для небольшой станицы десять с лишним миллионов оказались непосильной ношей. Работа многих служб оказалось парализована, а часть сотрудников осталась без зарплат.
— Изначально родители запросили именно у администрации по 5 миллионов на каждого родителя — в общей сложности 10. Но суд принял решение выплатить им по полтора миллиона каждому, — рассказали V1.RU в администрации станицы. — Когда деньги нам поступили весной этого года — мы выплатили сразу же 2,5 миллиона. Но в итоге работу нашу просто парализовало! Денег на текущие нужды почти не осталось! А потом и новый иск! Родственники — бабушки и дедушки с обеих сторон и брат подали уже на 15 миллионов. Каждому — по 3, в итоге в их пользу присудили по 1,5 — на человека. На следующий, 2023 год, наш бюджет примерно восемь миллионов, а мы отдать должны будем 7,5, если решение останется в силе — не представляем, как выживем. Мы не согласны с решением, поэтому подали апелляцию.
Как добавляют в Березовской администрации, у родителей девочки даже просили рассрочку, чтобы растянуть платежи на несколько месяцев и хоть как-то перекрыть текущие расходы. Но они никак не идут на контакт.
— Случай трагический. Не дай бог никому такое пережить! Но и нас поймите! Администрацию «нагрузили» выше крыши! Мы пытались поговорить с близкими девочки, просили рассрочку. Пробовали объяснить, что деньги нужны для поддержания жизни в нашем населенном пункте, ведь и они тоже здесь живут. Но родители никак не шли и не идут на контакт. Постоянно избегают разговоров.
По словам чиновников при администрации функционирует муниципальное казенное учреждение благоустройства, работа которого оказалась практически полностью парализована.
— Не выполняются работы по опашке, покос травы, ремонт асфальта и грунтовых дорог, сотрудники не могут проводить работы по очистке улиц и благоустройству, обеспечивать пожарную безопасность, — говорят в администрации поселения, — Техника стоит, так как деталей нет. А трактора и КАМАЗы, как вы понимаете, у нас — не новые! Счета оплачивать нечем. Только за наличку. А откуда ее взять? Также с ГСМ напряженка. Ко всему прочему, недавно пожарная служба сделала предписание о том, что несанкционированная свалка у нас. Предписание есть, а убрать не можем. За газ задолженность больше ста тысяч висит. Уже были проблемы с освещением, пока люди не подняли бучу — не появилось оно обратно. Перечислять можно много чего. Что-то вообще сделать не можем. А там, где пока все работает, — копятся долги, которые гасить тоже придется.
Несмотря на трудности, глава Березовского сельского поселения Василий Бакулин говорит, что верит в лучшее.
— Не скрою, трудно, приходится затягивать пояса. Даже некоторым сотрудникам зарплаты с задержкой платим. Боюсь, как бы не разбежались, очень хорошие квалифицированные ребята! Но мы все равно не отчаиваемся! Ближе к осени, когда у фермеров закончится уборка, — они начнут налоги платить. На это и надеюсь, что будут поступления. Как-нибудь потихоньку доживем до конца года, продержимся. Выкрутимся! А там — новый год.
Представляющий интересы администрации адвокат Виктор Таранцов говорит, что в данный момент подана апелляция с требованием снизить сумму компенсации.
— Мы не согласны с тем, что районный суд постановил выплатить потерпевшим 7,5 миллиона, поэтому недавно была подана апелляционная жалоба. Дата рассмотрения дела в Волгоградском областном суде пока не назначена, — говорит адвокат Виктор Таранцов, — Отмечу, что сторона истца пошла весьма интересным способом: они указали, что все пенсионеры получили моральные страдания, подорвано их здоровье, истрепаны нервы и так далее. Когда мы попросили обосновать эти доводы или же предоставить соответствующие документы — обращения к врачу, справки и прочее, они заявили, что никаких сведений о состоянии здоровья предоставлять не будут, так как это некая тайна. А как же это может быть тайной, если они заявили сами об этом во время слушания? Очень странно выглядит: я родственник, я морально пострадал, но не буду говорить, как именно
По мнению юриста, суд не стал разбираться в степени родства и закапываться в семейные взаимоотношения, уравняв их денежные требования как под «одну гребенку».
— Судебная практика сейчас такова, что исковые требования и суммы постепенно увеличиваются, это нормально. Но наша позиция сводится к тому, что у нас пять истцов — бабушки и дедушки с двух сторон и брат. И у всех у них разная степень родства. Степень близости будет различаться — рассуждает адвокат, — Одно дело брат и дедушка с бабушкой, которые с семьей жили. Другое дело — бабушка с дедушкой, которые просто в гости приходили. Я прекрасно понимаю, что люди в возрасте и урон здоровью может быть. И гибель внучки — удар серьезный. Но если мы обратимся к понятию «практика» — тот же верховный суд сводится к тому, что необходимо изучать степень родства. Судам рекомендуется эти вопросы изучать: как они общались, как часто виделись, какие были отношения. У нас пять истцов, и суд их уровнял в одну линеечку. Просто снизил в два раза исковые требования и не более того. Как мне представляется, суд не стал вникать и разбираться, вот вам по полтора миллиона и все.
Местные жители говорят, что не против наказания виновных. Но в этой трагедии один из виновных — бывший глава Березовского сельского поселения Александр Малов — уже наказан и отбывает наказание. Второго подозреваемого ждет суд. Почему страдают обычные селяне — им непонятно.
— Большая трагедия, да! И, конечно, право родственников — требовать компенсации, но может случиться так, что мы останемся без всех благ цивилизации. Мы понимаем и соболезнуем родным погибшей, но в чем виноваты все жители поселения? Мы стали заложниками сложившейся ситуации. Задолженности перед коммунальными организациями растут, оплачивать их не смогут, долги накапливаются, потом опишут технику? Администрация вообще не сможет работать и выполнять свои обязанности перед населением. Что же происходит?! Речь идет как о безопасности: переживаем, что могут отключить и свет, и газ, и прочее. А также о благоустройстве: страшно представить, во что превратится Березовское сельское поселение из цветущего населенного пункта, Родины Полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза Константина Недорубова.
Корреспондент V1.RU связался с родственниками погибшей 9-летней девочки, они уверены, что лишнего не просят. Все в рамках закона.
— Есть решение суда, и мы все делаем по закону. Ничего лишнего. Это бред, что в станице есть большие проблемы. Все, что говорят, — половина неправды. По поводу бюджета я ничего не знаю и даже вникать во все это не хочу, — сказала V1.RU мама погибшей девочки.