В центре Волгограда выставлен на продажу комплекс туристического вокзала на улице Коммунистической. С одной стороны — только недавно обсуждался вопрос о его восстановлении для приема туристов. С другой, предприниматели признают, что популярное в советском прошлом место для гостей города, а позже — для любителей питейных заведений — превратилось в «коммунистическое гетто».
Напомним, V1.RU уже публиковал большой материал об истории туристического вокзала. Сейчас для многих волгоградцев и тем более гостей города это просто название места на Коммунистической. А когда-то это был настоящий железнодорожный вокзал специального назначения. Турвокзал построили в 1972 году от основного вокзала Волгоград-1 специально для приема туристских поездов. В нынешнем состоянии распознать в нем достопримечательность города-героя не так-то просто, особенно учитывая заброшенность большей части здания и бесследную пропажу одного панно. А когда-то сюда приходили большие комфортабельные поезда с любознательными советскими гражданами, которые с удовольствием исследовали одну шестую часть суши, не особенно огорчаясь по поводу невозможности попасть за границу.
Предприниматели сетуют: привлекательной пешеходную зону у Коммунистической не сделать уже никогда — тупиковое место. Другие уверены — если привести в порядок и отреставрировать весь комплекс туристического вокзала — бизнесмены будут стоять в очереди и место заживет новой жизнью.
— Я очень часто бываю в том месте. С одной стороны — «Волгоградгоргаз» и Сбербанк, до площади Ленина — рукой подать, и ты в самом центре, — рассказала V1.RU известный волгоградский урбанист, эколог и инициатор создания туристического кластера региона Оксана Бабижаева. — А с другой стороны, на Коммунистической грязно и грустно: припаркованные прямо на тротуаре машины и безлюдные помещения с выцветающими вывесками. Постоянно там что-то открывалось и закрывалось. Когда-то в 90-х кафешки были, столовые, бары, торговая галерея и даже магазины итальянской одежды. Потом автомойки, потом снова заведения общепита. А сейчас вообще запустение. На моей памяти три волны коммерсантов издохло. Меня это как неравнодушную жительницу Волгограда очень задело, и когда я спросила у себя на страничке в соцсетях — жители нашего города начали вспоминать, что в разное время там было немало хороших заведений. И они очень хотели, чтобы там вновь забурлила жизнь.
О том, что в разное время на Коммунистической, 23 работали всяческие заведения, волгоградцы вспоминают до сих пор. Сами владельцы говорят, что они практически пустовали, посетителей почему-то было не так много, как хотелось бы. Другие предприниматели уверены, что в развитии и оживлении территории не заинтересованы владельцы комплекса. Предприниматель из Волгограда Максим Ринк, занимающийся доставкой блюд из рыбы и морепродуктов, тоже хотел запустить свой бизнес на территории туристического вокзала. Но не срослось.
— Действительно, я пробовал там открыть свое кафе по доставке еды. И столкнулся с трудностями. Всё очень банально — пустующие практически полностью помещения — это собственность структуры, связанной с РЖД. Мы занимаемся поставкой готовой еды. И искали помещения под фабрику-кухню, рассматривали массу вариантов, в том числе и эти помещения. У них по городу много разных лотов, но, честно говоря, с ними очень тяжело и сложно найти общий язык. Сложилось впечатление, что не заинтересованы они в доходах от сдачи своих объектов. Цены в принципе средние по городу — рыночные, ничего сверхъестественного. Всё проходит через торги. Заявки, торги, долгая процедура с внесением задатка, аванса. Но момент такой, если хочешь взять в аренду у частника — пришли, посмотрели, вам всё понравилось, и заключили договор, а завтра выходите и работайте. Вариант с этим имуществом — в лучшем случае где-то через полгода вы сможете пользоваться помещением. А всё из-за того, что сначала процедура сбора заявок, торгов, процедура передачи помещений и так далее. РЖД и ее структуры — это огромная машина, и помещения размером в сто квадратов для них просто пшик, капля в море. Они смотрят на нас, таких предпринимателей, как не на долгосрочного партнера, по моему мнению.
В том, что территория туристического вокзала находится в убогом состоянии, убедились и корреспонденты V1.RU. Из более чем десятка выцветших вывесок магазинов, кафе и офисов в данный момент постоянно работает только автомойка и цветочный магазин. Сотрудники этих действующих точек уверяют, что им не особо важен пешеходный трафик. На автомойку едут постоянные клиенты, а владельцы цветочного бизнеса рассказали, что они в основном работают через онлайн, поэтому в снятом помещении только собирают букеты.
Как выяснил V1.RU, туристический вокзал ремонтироваться владельцем не будет. После безуспешных попыток сдавать помещения было принято решение о продаже всей территории. Эту информацию подтвердили в филиале АО «РЖД» — Приволжской железной дороге, а также в АО «ЖТК», связанной со структурами РЖД.
— Информацией о перспективе реконструкции и порядке сдачи в аренду внутренних площадей служба корпоративных коммуникаций ПривЖД не располагает, так как объект не является собственностью ОАО «РЖД», — пояснили в пресс-службе Приволжской железной дороги. — Здание туристического вокзала в Волгограде находится на балансе АО «ЖТК». В настоящее время принято решение о продаже данного объекта в рамках открытого аукциона.
В АО «Железнодорожная торговая компания» V1.RU рассказали, что на продажу выставлены нежилое здание — площадью 2881,6 квадратного метра и сооружение-платформа. Это еще 3089,2 квадратного метра. Начальная стоимость составляет 142 654 065.
— Вы регистрируетесь на электронной площадке. Готовите пакет документов согласно аукционной документации, вносите задаток — 10 процентов от стоимости аукциона. Если еще будут участники — торги пройдут. Если нет, то заключаем договор купли-продажи с единственным участником по указанной в объявлении начальной стоимости. Что касается работающих сейчас арендаторов — их на данный момент четыре, мы высылаем им уведомление и расторгаем с ними договор. А в дальнейшем с ними можно заключить свой новый договор и назначить арендную плату.
Несмотря на многочисленные споры среди горожан о расположении туристического вокзала и убогости, продавец уверяет, что общее состояние объекта удовлетворительное. Есть электричество, тепло- и водоснабжение имеется. А также хорошая автотранспортная доступность. А всё остальное — риск покупателя.