Начало жары в Волгограде сулит обилие саранчи на волгоградских землях. Чем насекомое опасно и как от него спастись, корреспонденты V1.RU расспросили экспертов и фермеров.
— Сейчас в Городищенском районе саранчи нет. В городе видел, сантиметров 7–9 в длину. В Иловле повсюду очаги распространения, уже очень много особей. Но работы по ликвидации не ведутся, пока нет необходимости. Главное, перепахать личинки, которые саранча откладывает в землю осенью. Мы выворачиваем землю, личинки перемораживаются и гибнут, — рассказал Аркадий Дудов. — Химикаты стараемся не использовать, они разом убивают саранчу, но и вредят посевам. Главный противник саранчи — это птица, серая мухоловка, она кормится личинками, которые еще не успели встать на крыло. С 2010 года начали заниматься Среднеахтубинской поймой. Летом травят мошку и комаров химией, а от этого гибнут 60% мухоловок, им нечем кормить молодых птенцов. Потом происходит нашествие саранчи.
По данным филиала ФГУ «Россельхозцентра», сейчас места резервации насекомых степи. Первые особи обычно появляются 20 мая, как только они окрыляются, численность снижается. По данным заслуженного работника сельского хозяйства, экс-главы филиала ФГУ «Россельхозцентр» в Волгограде Раисы Липчанской, в Волгограде и области доминирует итальянский пруст.
— Саранча — сложный вид насекомых. Когда нет вспышек, живет одиночно и становится обычным кузнечиком. Как только меняются погодные условия, становится теплее, начинается метаморфоза из одиночной особи в стадо. Численность постепенно возрастает, и через два года начинается фаза массового размножения. Одна самка может отложить несколько кубышек по 40 яиц в каждой. Данную фазу нельзя изменить, мы можем только следить и прогнозировать, где будет вспышка. — рассказала Раиса Липчанская. — При этом отличить саранчу от кузнечика достаточно просто: главное отличие — это короткие усики саранчи. Серый кузнечик обитает в городе, поедает муравьев и пауков. Их скопления можно заметить утром на асфальте. Саранча в город не залетает, а если и встречается, то это одиночные заблудившиеся особи. Стая же летит и собирает других по пути, объединяясь в единую группу.
По словам Аркадия Дудова, несколько лет назад в регионе ситуация с саранчей складывалась крайне печальная.
— Саранча — враг сельского хозяйства и всего. Она всё ест. В 2008–2009 году у нас в регионе было много саранчи. У меня тогда жили рабочие, а я им выдавал постельное белье. Оно лежало у нас весь год, а когда достали, оказалось, саранча проела дыры в сырых простынях, — рассказал фермер. — Раньше саранча шла с Казахстана, а сейчас, боюсь, будет с севера — с Иловли и Дона. Там земли не перепахиваются, поэтому их много.
Как рассказала экс-глава филиала ФГУ «Россельхозцентра» в Волгограде Раиса Липчанская, единственное спасение от саранчи — обработка.
— Главная задача — защита посевов, поэтому мы выявляем скопления насекомых у дорог и устраняем их местно. Допустимые химикаты прописаны в Госкаталоге. Бывают контактные, которые должны попасть на тело насекомого, контактно-кишечные, попадающие на растения и впоследствии съедаемые вредителем, а также системные, — рассказала Раиса Липчанская. — Последние работают как контактно, так и кишечно и накапливаются в растениях.
Ранее корреспонденты V1.RU рассказывали и показывали, как саранча угрожает огородам местных жителей и полям фермеров. На полчища насекомых пожаловались в хуторе Желтухино Иловлинского района.