Художники и реставраторы знаменитой студии имени Митрофана Грекова показали ход большой и дорогостоящей реставрации панорамы «Разгром немецко-фашистских войск» в музее-заповеднике «Сталинградская битва». Журналисты познакомились с членами и руководством команды, а также поговорили об особенностях непростой работы.
Напомним, по данным сервиса госзакупок, контракт почти на 50 миллионов рублей был заключен со студией имени Митрофана Грекова — той самой студией, художники которой создавали панораму с 1958 по 1982 год. Как указано в сопроводительных документах, на панораме «Разгром немецко-фашистских войск» специалистам предстоит обработать масляную живопись и холст от пыли, удалить загрязнения, укрепить красочный слой. Реставрации подвергнется и предметный план — его очистят и проклеят, а на фигурных композициях выполнят долепку, устранят трещины и отломы, а деревянные детали обработают противопожарным составом.
Аналогичные работы ждут и диорамы, что расположены вокруг Триумфального зала музея: «Центральная переправа через Волгу», «Захват аэродрома станции Тацинская танкистами генерала Баданова», «Разгром ударной группировки Манштейна» и «Стойкость, победившая смерть».
Бригаду художников и реставраторов студии Грекова, прибывшую для работ в музее, возглавляет Иван Крившенко. Специалистам предстоит восстановить полотно высотой 15 метров, длина окружности которого — 120 метров. Еще 1000 квадратных метров предметного плана и тот объект, который не виден зрителю, — светоотражатель. Он создает всё естественное освещение — это еще 1000 квадратных метров.
— Это полотно последний раз реставрировалось примерно в 2005 году, — рассказал журналистам о панораме «Разгром немецко-фашистских войск» Иван Крившенко. — Конечно, за этот период вместе с одеждой посетителей, как ни странно, было принесено сюда очень много пыли. Желательно каждые 5 лет проводить такие профилактические работы, чтобы устранить поверхностные загрязнения и пыль с предметов живописи.
По словам художника, каждый подобный памятник искусства требует индивидуального подхода.
— Сейчас наш первый этап заключается в том, чтобы выработать какие-то методики, рецептуры для удаления вот этих разрушений на холсте или на предметном плане, — сообщил специалист. — Произошли какие-то трещины, утраты слоя, который изображает поле боя. Из-за того, что он находится в горизонтальной плоскости, на него легла основная часть пыли. Произошел диссонанс между красками на холсте и на предметном плане. А автор задумывал так, чтобы предметный план переходил по цвету в живописное полотно и для зрителя создавался эффект присутствия. Благодаря усилиям музейных работников на живописном полотне мы не нашли серьезных разрушений, только естественный осадок каких-то атмосферных заявлений.
Поведал Иван Крившенко и о так называемом «мусорном квадрате», или, как говорят в профессиональной среде, контрольных участках.
— После каждой реставрации мы оставляем так называемые контрольные участки, — объяснил художник. — То есть мы чистим полотно, оно становится ярче, но в одном небольшом незаметном для зрителя месте оставляют неочищенные участки. Они со временем копятся. По ним можно понять, сколько проходила реставрация и в каком состоянии полотно сейчас. Мы планируем завершить работу над этим полотном в пределах двух месяцев — к концу апреля.
В команде студии Грекова 7 человек: 5 художников и 2 реставратора, в их числе специалисты по высотным работам. По словам Ивана Крившенко, они уже обследовали полотно с лицевой стороны, с оборота, светоотражатели в самых труднодоступных местах и предметный план.
— На предметном плане небольшие разрушения, но есть. Где-то откололся кусочек декоративного слоя, где-то появились трещины. Со светоотражателя уже вынесли 40 килограммов пыли. Мы думаем, это только четверть всех загрязнений, которые нам предстоит очистить. Начинаем с фотофиксации — нам важно зафиксировать положение каждой гильзы, каждой каски, каждого атрибута, чтобы после реставрации всё осталось на своих местах. Пыль счищается специальными кистями и щетками, одновременно высасывается пылесосом. Живописный слой — удаляем пыль и местами подкрашиваем, важно списать предметный план с живописным полотном, чтобы появилось ощущение присутствия.
Показал Иван Крившенко и те недочеты, которые им придется устранить на диораме «Разгром ударной группировки Манштейна».
— На диораме разрушения в виде деформации холста. Она произошла из-за того, что нижняя кромка шнуровки к подрамнику истлела со временем и натяжка холста была нарушена, — рассказал художник. — Из-за этого холст приобретает такую форму — волнообразные деформации. Это преодолевается с помощью восстановления натяжки нижней кромки холста. Тоже удалим пыль. Но сначала нужно справиться с деформацией и аварийными ситуациями. Здесь нужно будет делать тонировки в небольших местах. На соседней диораме, например, есть место аварийной утраты красочного слоя, где нужно будет дополнять грунт утраченный. И в пределах утрат красочного слоя нужно будет планировать. Местами заметны следы протечек, которые можно будет устранить. Для этого нужно будет сделать пробные участки устранения налета.