Волгоградский областной суд решает судьбу бывшего председателя Октябрьского районного суда Краснодара Геннадия Байрака, который обвиняется в особо крупном мошенничестве. Он был задержан сотрудниками ФСБ при получении «куклы», изображавшей 2.3 миллиона рублей, но до сих пор отказывается признавать вину.
Возглавлявшего Октябрьский районный суд Краснодара Геннадия Байрак задержали 10 марта 2021 года при получении свертка с деньгами. По версии следствия, он в 2020 году якобы помог знакомому Эдуарду Пономареву успешно решить судебный гражданско-правовой спор. «Благодарность» за это в 2,3 млн рублей Пономарев платить отказался. Тогда, по мнению обвинения, через дежурного адвоката при районном суде Ольгу Гасанову Байрак составил «поддельный иск» о взыскании долга с Пономарева «за оказание ему юридических услуг». На дом Пономарева был наложен арест. После ареста дома мужчина согласился передать деньги, но сделал это под контролем ФСБ.
Геннадия Байрак обвинили в покушении на мошенничество, совершенное в особо крупном размере, а также в превышении должностных полномочий. Обвинили… и тут же отпустили.
Позднее, как сообщали наши коллеги с 93.RU, квалификационная коллегия судей края проверила жалобы и обращения, где, в частности, указывалось на «допущенные процессуальные нарушения» Байраком во время рассмотрения гражданских дел и подтвердила часть жалоб, касавшихся внепроцессуального общения Геннадия Байрака со сторонами дела. Кроме того, коллегия выборочно изучила дела и обнаружила, что он систематически нарушал материальное и процессуальное право. Кроме того, квалифколлегия судей решила, что Байрак пренебрежительно относится к законам РФ и Кодексу судейской этики, а это наносит ущерб репутации суда, привлекла его к дисциплинарной ответственности и досрочно прекратила полномочия судьи. И лишь после того, как Высшая квалификационная коллегия судей удовлетворила ходатайство руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина, было возбуждено уголовное дело, а господин Байрак отправлен в СИЗО.
Но в Москве уголовное дело бывшего судьи рассматривать не стали — решено было передать его в Волгоградский областной суд, а не в Адыгею, как просила сторона защиты. Обстоятельства дела начал разбирать судья Игорь Ткаченко.
Свою вину Геннадий Байрак признавать отказывается и, по словам адвоката Никиты Безрукова, настаивает, что конфликт с Пономаревым, образовался на почве «гражданско-правовых, а не криминальных отношений». Якобы судья занял одной из родственниц Пономарева 2,3 млн рублей, дабы выручить его семью в период тяжелой жизненной ситуации — они переезжали из Краснодара в Киев, а потом обратно. Когда же жизнь у семьи стала налаживаться, тот якобы отказался возвращать долг.
— Были получены от Байрака деньги в долг родственницей Пономарева, — говорил Никита Безруков. — Эту сумму первым озвучил сам Пономарев. А Геннадий Федорович подтвердил это. Есть определенные нестыковки в показаниях потерпевшего. Некоторые моменты, на которых настаивает потерпевший, опровергаются имеющимися у нас документами и материалами.
Кроме того, адвокат заявил о «провокационном характере обвинений», но объяснять, в чем именно состоит эта провокационность, впрочем, не стал, сославшись на некие интриги. Настаивал адвокат и на ряде «нестыковок» в работе следственных органов — какой-то путанице в показаниях потерпевшего и якобы имеющиеся признаки монтажа в аудиозаписи разговора потерпевшего Пономарева с судьей Байрак.
Сам Геннадий Байрак, в свою очередь, обращал внимание на свои проблемы со здоровьем, заявив, что под арест его «брали в предынсультном состоянии».
— Самое главное — опухоль позвоночника, камни в почках. Если камни «пойдут» в СИЗО — это смерть, как вы понимаете, — говорил Геннадий Байрак. — Медобследование сейчас невозможно. В Москве онколог приезжал, поверхностно осмотрел опухоль в позвоночнике, сказал, что она не растет. В позвоночнике диска одного нет. Нога отнимается...