Межгосударственный авиационный комитет опубликовал данные предварительного расследования падения санитарного вертолета «Ансат», упавшего 24 апреля близ посадочной площадки в районе поселка Ерзовка. Согласно данным предварительного отчета, причиной крушения могли стать неблагоприятные погодные условия.
Согласно сведениям отчета, заданием на полет были назначены командир вертолета и второй пилот. Однако командир принял решение выполнять полеты самостоятельно. Медицинский осмотр командира также не проводился.
В день катастрофы вертолет выполнил уже несколько рейсов и вечером 25 апреля возвращался с посадочной площадки «Янтарная» в Ерзовку.
— В 18:55:40 в наушниках КВС дважды прозвучал сигнал «КОЛОКОЛ» бортовой информационной системы контроля, — говорится в предварительном отчете МАК. — На высоте 112 метров, приборной скорости 200 км/ч КВС приступил к выводу вертолета из снижения с изменением угла тангажа с 4° на пикирование до 9° на кабрирование и увеличением общего шага винта до 52%, в процессе которого вертолет в 18:55:44 на высоте 96 м (истинная высота ≈ 40 м) перешел в набор высоты. При этом вертикальная перегрузка достигла 1.5 ед., а вертикальная скорость набора высоты 9.5 м/с. Одиночные сигналы «КОЛОКОЛ» прозвучали в наушниках КВС в 18:55:57 и в 18:56:08. 18:56:13 в наушниках КВС прозвучал сигнал «КОЛОКОЛ». В 18:56:16 зарегистрирована разовая команда «Остаток топлива 20 литров в левом баке», при этом отмечается начало развития левого крена и снижение вертолета с сохранением левого крена в диапазоне от минус 4° до минус 8°.
В 18:57:51 КВС доложил диспетчеру МДП: «Волгоград-Вышка, 20012, фиксируйте посадку в 59-ю минуту, на сегодня план в…»
По результатам дешифрирования параметрического и звукового самописцев было установлено, что столкновение ВС с земной поверхностью произошло во время доклада КВС диспетчеру.
По данным руководства по эксплуатации вертолета, сигнализация «остаток топлива в расходных баках по 20 литров срабатывает независимо от исправности системы измерения количества топлива». Экипажу необходимо «принять решение на полет до ближайшего аэродрома или выполнение посадки на выбранную площадку», так как «топлива в расходных баках по 20 л в каждом достаточно для снижения и посадки в течение 10 минут». Наиболее вероятно, пилот принял решение продолжить выполнение полета до посадочной площадки в Ерзовке, так как оставшееся время полета по обычному маршруту до посадки составляло не более 2 минут.
По данным отчета, все повреждения вертолета были получены в результате столкновения и дальнейшего движения по земле. Также после столкновения произошло разрушение лопасти несущего винта, фрагментом которого поврежден провод линий электропередачи. Кроме того, комиссия отметила, что тело пилота было найдено рядом с фюзеляжем, привязные ремни застегнуты не были, а корпус замков и наконечники ремней повреждений не имеют.
— Характер следов на земной поверхности указывает на то, что перед столкновением вертолет двигался c левым креном и пикированием. Далее вертолет продолжил движение по земной поверхности 35 м, в процессе которого произошло его разрушение.
По данным с камер видеонаблюдения, а также по словам авиаперсонала, который ждал вертолет, в день катастрофы в Волгоградской области была дождливая и ветреная погода.
Напомним, ЧП произошло вечером 24 апреля при возвращении вертолета к месту стоянки после выполнения очередного санитарного задания. На борту был один пилот — 56-летний Олег Виноградов, в прошлом — военный летчик.