Житель Среднеахтубинского района Александр Арчаков фактически стал лицом без определенного места жительства. Дом, где мужчина прописан вместе со своей семьей и родной сестрой, признан аварийным и непригодным для проживания. Новая квартира, предоставленная ему администрацией рабочего поселка Средняя Ахтуба в рамках переселения, не устроила мужчину. Дело дошло до суда, а пока мужчина вынужден снимать жилье, пытаясь доказать, что договор мены, который пытается заключить с ним администрация Средней Ахтубы, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
«Дом неплохой, но…»
— Я до сих пор зарегистрирован по адресу рабочий поселок Средняя Ахтуба, 1-й Микрорайон, 35, квартира 13, — рассказал Александр Арчаков. — Дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в октябре 2023 года отрезан от всех коммуникаций. По программе переселения мне, как собственнику половины жилого помещения (вторая половина принадлежит сестре), предложили жилье в новом доме, построенном по программе переселения граждан. С виду дом неплохой, но от предложенной квартиры я и моя сестра были вынуждены отказаться.
Александр уверяет: квартира в новом доме, куда ему предложили переселиться, не соответствует строительным нормам и правилам. Для этого он вооружился лазерной линейкой и измерил площадь всех помещений квартиры.
— Комнаты у меня имеют ширину 2,2 метра, что по всем строительным нормам не подходит под значения, относящиеся к жилым помещениям в многоквартирном доме, — объясняет Александр. — В итоге судебные тяжбы идут уже год. Весь этот год я вынужден снимать жилье и судиться с администрацией рабочего поселка Средняя Ахтуба, которая подала иск о принудительном переселении нас из аварийного дома в квартиру, от которой мы отказываемся. На время тяжб я просил предоставить мне маневренное жилье. Но мне отказали, сказав, что маневренного жилья в Ахтубе нет, а я могу реализовать свое право на жилье, подписав договор мены, и спокойно жить в своей квартире.
Просьбу вмешаться и решить проблему с жильем Александр Арчаков написал даже генпрокурору Игорю Краснову. В документе он указал, что новые квартиры не соответствуют нормативным документам по ширине жилых помещений, отсутствию отдельного туалета и кладовой или встроенного шкафа, отмечались проблемы с отделкой. В частности, линолеум был не на вспененной основе, межкомнатные и входные двери — не той модели и конструкции, которые были указаны в акте приема-передачи, отмечались и другие проблемы с отделкой.
Стороны остались при своем
Обмен взаимными претензиями закончился подачей иска в Среднеахтубинский районный суд. Администрация Средней Ахтубы уверяла, что предоставляемое ответчикам по обмену жилое помещение соответствует всем требованиям, в связи с чем просила суд обязать ответчиков — Александра Арчакова и его сестру — заключить договор мены.
Жители, в свою очередь, просили обязать администрацию предоставить им жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным постановлением администрации Волгоградской области к адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Волгоградской области в 2019–2025 годах». Суд, изучив представленные доказательства, вынес решение отказать в удовлетворении исковых требований как истца, администрации Средней Ахтубы, так и ответчиков.
Обе стороны не согласились с таким исходом и обжаловали решение в Волгоградском областном суде. Апелляционное представление чиновников вернулось для устранения недостатков, которые они должны исправить до 19 декабря. Жалобу семьи Арчаковых приняли, установив срок для принятия возражений до 20 декабря.
«Этажность не регламентируется»
В администрации рабочего поселка Средняя Ахтуба полагают: апелляционная инстанция удовлетворит их иск.
— У нас по программе расселения ветхого и аварийного жилья переселялось три дома, — рассказала представитель администрации в суде Анастасия Мухамбетова. — Всех жителей переселили в один большой дом по адресу рабочий поселок Средняя Ахтуба, 1-й Микрорайон, 37. Арчаков и его сестра владеют по половине изъятого жилого помещения. Когда подошел срок подписывать соглашение, им была предоставлена трехкомнатная квартира с отделкой, большей площади, чем у них была. Они не согласились. Изначально говорили, что не устраивает 4-й этаж, затем заявили, что жилье неблагоустроенное. У нас началась долгая переписка, людей приглашали на беседу к главе администрации… Мы даже предлагали им отказаться от получения жилья, взяв компенсационную выплату, и самим приобрести жилье — они не соглашались.
Претензии к качеству жилых помещений в администрации также опровергают, уверяя, что проверяли соответствие проектной документации совместно с органом Госжилнадзора и прокуратурой Среднеахтубинского района.
— Арчаковы писали и президенту, и в прокуратуру Москвы, но никаких нареканий к нам не выявлено, — объясняет госпожа Мухамбетова. — Дома построены по действующим строительным нормам. Люди в новом доме живут уже год. За это время не было написано ни одной письменной жалобы. Но поскольку Арчаковы — единственная семья, которая не заселилась, мы не можем закрыть программу расселения людей из ветхого и аварийного жилья. «Мы хотим квартиру трехкомнатную, и чтобы комнаты были не узкие, а квадратные, и ванну с туалетом нам сделайте раздельными».
Мы готовы идти на контакт, рассматривать разные варианты. Если бы это было улучшением жилищных условий, был бы один разговор. Но здесь — переселение из ветхого и аварийного жилья.
В администрации Средней Ахтубе говорят, что за год они так и не смогли найти компромисса с семьей Арчаковых, поэтому и обратились в суд.
— Суд первой инстанции нам отказал, мы подали апелляцию. Мы тоже бюджетники, мы не можем выделить бюджетные средства на разделение санузла, — уверяют в администрации. — В доме хороший ремонт, натяжные потолки, электрическая плита, как они хотели, балкон… Этажность в данном случае законом не регламентируется никак. Они раньше жили на втором этаже двухэтажного дома. Сейчас им дают квартиру на четвертом этаже четырехэтажного дома. Квартиры на 1-м и 2-м этажах — для тех, кому жить выше не позволяет состояние здоровья. Мы готовы к диалогу, но вынуждены идти в суд.
Адвокат семьи Арчаковых Эдгар Кармазиновский в свою очередь также уверен, что суд расставит все точки над «i».
— Жилье, предоставленное Арчаковым, не соответствует строительным нормам, соответственно, мы обратились в администрацию, чтобы они предложили нам иной вариант, но получили отказ, обратились в суд, — лаконично прокомментировал адвокат. — Суд отказал и нам, и администрации. В настоящее время мы подали апелляционную жалобу, надеемся, суд разрешит нашу проблему.
А еще у нас есть телеграм-канал. Подписывайтесь!