Криминал Гражданская война и бандитизм в Царицыне — Сталинграде — Волгограде летопись Извергиня: банда Христины Дмитровой отрубала головы семьям фермеров под Котельниково

Извергиня: банда Христины Дмитровой отрубала головы семьям фермеров под Котельниково

Историк-краевед Вячеслав Ященко раскрывает тайны жестоких убийств 20-х годов в Волгоградской области

За склонность к жестоким убийствам Христину ласково называли «извергиня»

Жуткая и безжалостная расправа над двумя женщинами, тремя детьми и стариком, произошедшая в степи под городом Котельниково Волгоградской области — лишь один из многих отголосков только отгремевшей Гражданской войны в 20-х годах прошлого столетия. Это реальные события, разворачивавшиеся возле Царицына-Сталинграда-Волгограда. И именно с такими извергами в человеческом обличье сражались те, кто похоронен в братской могиле у НЭТа в горсаду Волгограда, под камнем-памятником, брезгливо именуемым отдельными культурными депутатами «какашкой Ермана». Мы продолжаем цикл непридуманных историй, найденных в архивах историком-краеведом Вячеславом Ященко.

Казнь женщин и детей под Котельниковом

Ночь 2 февраля 1925 года стала последней для семьи Григорьевых. Этот казачий клан по местным меркам считался зажиточным — Григорьевы владели отарами овец и стадом коров и быков. Их кошара стояла одиноко среди голой степи в трех верстах от железной дороги между станцией Котельниково и хутором Семичным.

В тот день мужчины уехали с ночевкой на станцию. В кошаре остались 65-летний старик Григорьев, его 22-летняя дочь, 37-летняя сноха и три внука — подростки 11, 13 и 17 лет. В полночь они были разбужены звоном разбитого оконного стекла и грохотом выбиваемой двери. На испуганных людей набросились налетчики, одетые в вывернутые мехом наружу шубы. Членов семьи завели на кухню и приказали молчать. Грабители стали собирать в мешки попавшийся под руку скарб. Вскоре из скотного двора послышался крик: «Выводи по одному».

Первым вывели деда. Затем его дочь. Жертвы налета услышали ее полный ужаса дикий крик. Один из бандитов стал успокаивать детей: «Не бойтесь. Ничего страшного». Но, когда следом вывели детей, при свете луны они увидели леденящую кровь картину: на скотном дворе на утоптанном снегу среди бычьего навоза в лужах крови лежали обезглавленные тела их близких. Крики о пощаде не спасли мальчишек — одному за другим им также отрубили головы на огромном полене.

Один из детоубийц — Евстигней Горшков, солдат белой армии барона Врангеля, эмигрант, повстанец и бандит

Грабители погрузили мешки с имуществом Григорьевых в телегу. Угнанный с кошары скот они отогнали за несколько десятков километров и продали в кооперативе станицы Багаевской. Для оформления необходимых документов налетчики использовали штампы и печати, ранее захваченные в сельских советах. По хуторам и станицам поползли слухи, что главарем таинственной банды изуверов является женщина. И уже вскоре милиции стало ясно, кто она.

В сентябре 1922 года молодая казачка станицы Нагавской Христина Дмитрова «ушла хозяйствовать и хлебопашествовать» на хутор Майоровский. Там у нее и начался бурный роман с казаком Андреем Власовым. Недолго думая, он отправил к ней сватов. Но жить долго, спокойно и счастливо у них не получилось. В декабре в их хату постучалась милиция. Во время обыска сотрудники угрозыска обнаружили 50 аршин краденой мануфактуры. Андрея под конвоем повели в исполком, но по дороге он сумел бежать.

Недели через две, глубокой ночью, обмороженный и грязный, с простреленной рукой, он явился к супруге и предложил ей последовать за ним. Христина сначала отказалась. Он в порыве ярости выстрелил в нее из нагана и скрылся в камышах. Пуля пробила пальто Дмитровой, но ее тела не задела. Почему-то именно этот выстрел и перевернул окончательно ее жизнь — она набила мешок провиантом и ушла за Власовым «в бега». Скрывалась пара в тростниковых плавнях Аксая Курмоярского. Там, в самодельном шалаше, Власов лечил свою пробитую пулей руку и отсыпался.

Порфирий Горшков — обыватель, ставший повстанцем, детоубийцей и уголовником

Через две недели в балке Митрофанова они встретили повстанческий партизанский отряд Киселева, с которым уже давно общался Андрей Власов. Христине вручили карабин, оседлали для нее двух лошадей. Две женщины, входившие в повстанческий отряд, надели на голову Дмитровой буденовку. И с апреля по июнь Христина и Андрей партизанили в отрядах казаков Киселева, Куликова и Андрианова, восставших против большевиков и терроризировавших Котельниковский и Октябрьский районы.

Христина Дмитрова наравне со всеми участвовала в нападениях на советские учреждения и сельсоветы, грабила с партизанами единые потребительские общества, кооперативы и простых обывателей. Она с оружием в руках участвовала в трех боях с красноармейцами и чоновцами. В одном из боев в калмыцкой степи у Чикова Сада, сейчас ставшего хутором Чиков в Октябрьском районе Волгоградской области, был тяжело ранен главарь Куликов. По одной из версий, чуть позже его выстрелом с улицы сквозь окно добил родной брат — «чтоб не мучился».

То, из чего красные в 20-х годах выкашивали ряды бандитов и повстанцев, — сейчас музейные экспонаты

«Извергиня» в буденовке

После смерти атамана в отряде Киселева произошел раскол. Андрей и Христина покинули киселевцев и создали свой партизанский отряд из десяти человек. Ушли они вовремя — вскоре большая часть отряда попала в засаду и была выкошена пулеметным огнем практически в упор. Почти все повстанцы погибли, в том числе и две боевые подруги Дмитровой, носившие буденовки. И так получилось, что верховодить в отряде уцелевших повстанцев стали не казаки-мужчины, а именно Христина Дмитрова.

В 1924 году отряд Дмитровой «залёг на дно». Скрывались они сначала в станице Багаевской Ростовской области. Затем часть группы переехала на хутор Паромный. Купили дом с виноградником, занимались рыболовством. Здесь к инсургентам присоединились братья Горшковы — Евстигней и Порфирий. Первый когда-то служил в армии Врангеля и вернулся в Россию из эмиграции, а потом долгое время не мог найти работу. Второй был простым обывателем.

К этому времени повстанческий отряд Власова-Дмитровой превратился в грабителей, отличавшихся крайней жестокостью. За бесчеловечную кровожадность и страсть к убийству даже свои начали называть Христину «извергиней». Она тщательно разрабатывала планы налетов. Выходили на дело — грабили кооперативы, хуторян, торговцев, ехавших по степным дорогам на станичные ярмарки. Награбленное прятали в скирдах сена и тут же «ложились на дно».

Впрочем, такая тактика для бандитов была успешной недолго. После ареста одного из членов шайки — Георгия Осипова, Дмитрова, Власов и братья Горшковы решили уехать в Ростов-на-Дону. Напоследок для пополнения своих капиталов они совершили жуткий налет на кошару Григорьевых.

Андрей Власов был убит в этом хуторе в перестрелке с милиционерами

Уже через пару недель сотрудники угрозыска напали на их след. 25 февраля 1925 года в вагонах поезда Ростов — Ессентуки все члены банды были арестованы. В чемоданах беглецов милиционеры обнаружили деньги, вещи семьи Григорьевых, два обреза и патроны. Также были задержаны трое жителей Ростова, на квартирах которых скрывались бандиты.

Во время задержания в поезде Андрею Власову удалось бежать. Но на свободе он продержался недолго — 6 апреля при высадке с парохода у хутора Верхне-Курмоярского, ныне хутора Веселого в Котельниковском районе, он вступил в перестрелку с милиционерами и был убит.

Следствие длилось больше года. 30 апреля 1926 года был оглашен приговор уцелевшим участникам банды Дмитровой-Власова. Братья Горшковы были приговорены к расстрелу. Христина Дмитрова получила десять лет колонии строгого режима с поражением в правах сроком на пять лет и высылкой ее из Сталинграда на три года. Дальнейшая судьба атаманши Христины неизвестна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления