В Волгоградском и Куйбышевском водохранилищах с 8 мая на гидроэлектростанциях уменьшили сброс воды. Эксперты объяснили, чем для местных жителей это обернется. Перспективы безрадостные. Есть крошечный бонус, который все же не компенсирует проблем.
— Ситуация очень неприятная, но не критичная. К ней привели довольно сухая осень и ранняя весна. Снега было достаточно много, но таял он постепенно, в связи с чем большая часть воды ушла в землю, — объяснил корреспонденту V1.RU главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев. — Поделать с этим ничего нельзя: год на год не приходится, и с некоторыми капризами природы нужно просто смириться.
Несмотря на крайне скромный паводок, удалось частично напитать Волго-Ахтубинску пойму. Воды недостаточно, но сельскохозяйственную полку организовали.
— Мы обеспечили залитие поймы из водохранилищ, напитав землю в пойме и ерики. Волжские водохранилища сработали до минимума.
Полноценной рыбохозяйственной полки не получилось, но рыба пришла нереститься. Безусловно, ее будет меньше, чем в предыдущие три — очень, кстати говоря, удачные годы.
По словам эксперта, в пойме все относительно благополучно. Куда больше его, Сергея Яковлева, волнует Волгоградское водохранилище.
— Пока сложно загадывать, как будет обстоять ситуация. Надежды возлагаем на верховья Камы. Там весной было довольно холодно, поэтому, не исключено, что оттуда вода все-таки придет. Но загадывать ничего нельзя. Возможно, что с нерестом рыб возникнут значительные проблемы. Опять же, я говорю исключительно о водохранилище — в пойме относительно благополучно.
Заслуженный эколог РФ Владимир Лобойко настроен совсем пессимистично. По его версии, напротив, ситуация может быть еще печальнее, чем в 2015 году, когда регион пережил засуху.
— Здесь нужно еще смотреть на сброс воды в зимний период, чтобы окончательно разобраться в причинах проблемы. Пока определять степень участия энергетиков не берусь — данных недостаточно. Что касается последствий — считаю, что может быть и хуже, чем несколько лет назад. Население ждут большие проблемы — что не будет рыбы, это понятно, но опустеют и колодцы.
Есть и неплохая новость, которой, впрочем, в свете всего остального слишком сильно обрадоваться не получится.
— Из-за уменьшения сброса воды знаменитой волгоградской мошки должно быть меньше. На этом все позитивные последствия заканчиваются, — предупредил практикующий климатолог Анатолий Судаков.
Напомним, что во вторник, 7 мая, состоялось межведомственное совещание по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. В том числе обсуждались варианты дальнейшей работы Волгоградского гидроузла в сложившихся условиях. Сбросы воды пришлось внепланово уменьшать.
— В апреле 2019 года приток в большинство водохранилищ на Волге и Каме был меньше нормы: в Угличское, Куйбышевское и Камское водохранилища — на 20%, в Иваньковское, Чебоксарское, Саратовское и Воткинское — на 35–70%, — пояснили в ведомстве. — Приток воды в Волгоградское водохранилище составил всего 13% нормы. А общий приток воды в водохранилища на Волге и Каме лишь 69% от нормы, — объяснили корреспонденту V1.RU в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Маловодья в регионе не было несколько лет. Последний раз область переживала проблемы с водой в 2015 году. Тогда «досталось» пойме.
— Из Астраханской области поступали предложения максимально осушить водохранилище, обеспечив большой сброс. Но к чему бы это привело? Мы бы увеличили расходы до 20 тысяч кубометров. Волго-Ахтубинская пойма такого увеличения бы даже не почувствовала. А вот мы бы потеряли все на водохранилище. На водохранилище нерест прошел отлично, не было перепадов уровня воды, не было обсыхания икры.
Дарья Атарщикова