В деле о крупной речной аварии на Волге, жертвами которой стали 11 человек, появились новые лица — экс-инспектор ГИМС Сергей Петров и его подчиненная Елена Белякова. Их обвиняют в превышении должностных полномочий и служебном подлоге.
— Следователи уверены, что в той трагедии с катамараном «Елань-12», есть и моя вина, — грустно улыбается Сергей Петров. — Видите ли, понтоны на лодочной станции непосредственно влияют на безопасность судовождения… Сначала мое уголовное дело, в котором собрано 11 томов, хотели объединить с делом гендиректора лодочной станции Леонида Жданова. Мне сказали: «Вы же с ним на пару работали. Он тебе денежки платил, а ты на все закрывал глаза». Я предложил пройти проверку на полиграфе, и после этого вопрос как-то стих.
По версии следствия, в мае 2017 года Сергей Петров провел техническое освидетельствование ООО «Пристань» — лодочной станции, на которой швартовался катамаран «Елань-12». Проверяющий выявил нарушения, но все же подписал акт о готовности лодочной станции к работе.
— Начнем с того, что грузоподъемность плавучей дачи — две тонны. То есть на ней совершенно спокойно могли разместиться 25 человек, — утверждает Сергей Петров. — Норматив в 11 пассажиров появился потому, что судно зарегистрировано как маломерное. Я бы слова не сказал, если бы трагедия произошла на территории базы, если бы кто-то из гостей этого злополучного катамарана сорвался с понтона и упал в воду. Но столкновение произошло на судовом ходу, на Волге. Далеко за пределами базы. Причем здесь наличие информации о погоде? Кстати, причальные сооружения яхт-клуба «Волжский ветер» были в удовлетворительном состоянии. Об этом рассказал и дежурный работник яхт-клуба. Он видел, как на базу приехала «Газель», из нее вышли 15 человек с пакетами и ящиками, прошли к судну, погрузились и ушли с базы. Без происшествий. Наверное, с таким же успехом можно судить лесника за какую-нибудь пьяную драку на опушке.
Вину Сергея Петрова якобы подтверждают слова его подчиненной, которая подписала акт технического освидетельствования базы без выезда на место. На очной ставке волгоградка заявила, что за отказ руководитель пригрозил ей «преследованием по службе».
— Слова моей коллеги Елены Беляковой, которая утверждает, что я приказал подписать акт, никто не подтвердил, — убеждает бывший инспектор ГИМС. — К сожалению, она оказалась не сильна в знании нормативов и не смогла отстоять свою позицию. Скорее всего, ей пообещали рассмотреть дело в особом порядке. А когда предъявили обвинение, ее адвокат позвонил моему и сказал, что Белякова боится реального срока. Так ведь сама наговорила на две статьи. На очной ставке она заявила, что я угрожал ей преследованием по службе. Какие угрозы? Окстись.
— В основу дела легли показания подчиненной Сергея Петрова, — подтверждает адвокат Алексей Богачев. — Якобы он дал указания Беляковой составить акт без выезда на место. Но при этом следствие не допросило никого, кто мог бы подтвердить слова Беляковой. С учетом того, что все сотрудники ГИМС на тот момент сидели в одном кабинете, наверняка кто-то и что-то бы и услышал. Да и в суде, когда мы вызвали инспекторов, они тоже подтвердили, что не слышали подобных указаний.
«Как работа инспектора связана с этой трагедией?»
Из-за незамеченных инспектором нарушений, полагает следствие, в апреле 2018 года в акватории Волги перевернулась моторная лодка «Прогресс-4» с четырьмя пассажирами на борту, а в июне — плавдача «Елань-12» врезалась в сухогруз «Капитан Вечеркин».
— Родственники погибших пассажиров катамарана не понимают, кто виноват. По их мнению, следователи должны привлечь всех, а окончательное решение вынесет суд, — рассуждает Сергей Петров. — У нас многие знают ПДД. Но водные правила — это совсем другое. Мало кто разбирается в наших должностных обязанностях. Следователь просто берет должностные инструкции: должен делать то-то и то-то, а потом пишет — не сделал. Вот и все его доказательства. На прошлом заседании опросили свидетелей стороны обвинения. Вы что-нибудь видели? Нет. Что-нибудь знаете? Нет. А зачем вы сюда пришли? Да мы и сами не знаем.
И на следствии, и во время судебных разбирательств Сергей Петров и его защитник так и не услышали внятного ответа на вопрос: «Как работа инспектора ГИМС связана с крушением катамарана?».
— Обвинительное заключение по моему уголовному делу утверждал заместитель генерального прокурора, — добавляет Сергей Петров. — Повторюсь, что в нем 11 томов, один из них — прекращенное уголовное дело в отношении Дмитрия Хахалева по факту секс-скандала на этом же катамаране. На мой взгляд, расследование проводилось очень поверхностно. Следователи уповают на то, что 502-й приказ МЧС (Именно на него они и ссылаются) зарегистрирован в Минюсте, а значит, обязателен для исполнения всеми лицами, имеющими отношение к маломерному флоту. Но главное управление МЧС пишет, что многие нормы не носят императивного, то есть обязательного характера. К сожалению, в нашем деле это ничего не меняет. Все обвинения выстроились не на доказательствах, а на домыслах.
В пресс-службе областной прокуратуры отложили комментарии до конца судебных разбирательств.
— На базе для стоянки маломерных судов не контролировали выход и возвращение на базу маломерных судов, не следили за их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещения судоводителей о прогнозе погоды. Эти нарушения были скрыты из-за того, что инспектор ГИМС хотел безвозмездно дислоцироваться и хранить имущество на территории базы. Сергей Петров сказал своей подчиненной, что уже провел контрольные мероприятия, поручил проверить комплектность аварийно-спасательного оборудования и состояние береговых и плавучих сооружений, после чего дал ей указание подписать акт технического освидетельствования базы.
В июне 2018 года катамаран «Елань-12» врезался в сухогруз «Капитан Вечеркин». Жертвами крупной речной аварии стали 11 человек — полицейский Виталий Неграш с женой Еленой и дочерью Ингой, его коллега Александр Алифашкин с супругой Еленой и ее родным братом Александром Елизаровым, капитан судна Дмитрий Хахалев.
Виновными в трагедии назвали не только разбившегося Дмитрия Хахалева, но и генерального директора лодочной станции «Пристань» Леонида Жданова. По версии следствия, он не проверил документы и выпустил судно без разрешительных документов.