Жители Волгограда в конце прошлого года выступили за референдум по переводу местного времени на час вперед. Несмотря на это, в городе уже образовалась инициативная группа, резко выступившая против перевода стрелок. Один из ярых сторонников оставить всё как есть и не трогать часы всякими референдумами — ведущий сомнолог Волгоградской области Алексей Катышев.
— У тех, кто высказывается за перевод стрелок, довод, как правило, чисто эмоциональный. Волгоградцы заявляют, что летом рассвет приходит слишком рано, около трех часов утра, а вечером, наоборот, рано темнеет. Многие сокрушаются, что им не достает светового дня, — уверен сомнолог. — Вся суть сводится к этому, и других аргументов, по большому счету, нет. Чтобы понять, нужно ли переводить стрелки на час вперед, необходимо разобраться в ряде вопросов.
Первое, на что ссылается специалист, — это географические особенности Волгоградской области. Москва находится по долготе на 37,5 градуса. Соответственно, она ровно на границе второго и третьего часовых поясов. Поэтому, по сути, Москва может сама выбирать, в каком поясе ей лучше жить. Волгоград находится на 44 градусах по долготе, то есть ровно на середине третьего часового пояса. Именно поэтому у нас астрономический полдень совпадает с 12:02 по солнцу. Волгоград как был всегда в третьем часовом поясе, так в нем и всегда и будет.
Многие жители Волгограда сегодня вспоминают, что во времена СССР у нас уже была разница с Москвой по времени.
— Географически между Москвой и Волгоградом разница всего в семи градусах. Если это перекладывать на время, то это полчаса. Ни о каком часе времени вообще не идет, — говорит Алексей Катышев. — Такая же разница между Москвой и Санкт-Петербургом. Во времена СССР было много республик — Прибалтика, Белоруссия, Украина. Соответственно, Москва желала быть с ними в одном часовом поясе и относила себя ко второму. Волгоград как был в третьем, так в нем и оставался. После распада Советского Союза большинства республик не стало, и остался только Калининград. И Москве жить по калининградскому времени стало не с руки. Поэтому столица выбрала для себя третий часовой пояс, присоединившись, таким образом, к европейской части России. Поэтому когда сейчас люди говорят, что нужно вернуть так, как было в СССР, они не понимают, что это Москва была в другом часовом поясе, абсолютно неудобном для Волгограда.
По мнению Алексея Катышева, перевод стрелок — это, кроме всего прочего, еще и непопулярная во всем мире мера. Большинство стран живут по единому времени. Пример тому Китай. Он географически занимает четыре часовых пояса, но люди в этой стране живут по единому времени. Это одновременно и удобно для всего населения, и экономически более выгодно.
Второй вопрос, который в первую очередь отвечает на эмоциональный аргумент сторонников перевода стрелок, — это длительность гражданских сумерек. То есть того светлого времени дня, которое длится после заката либо до восхода. По мнению Алексея Катышева, после перевода стрелок на час вперед световой день в Волгограде особо не удлинится.
— Можно рассуждать по данному вопросу, еще и учитывая положение Волгограда по широте. Здесь мы приходим к такому термину, как гражданские сумерки, — рассказывает сомнолог. — Ну, к примеру, солнце ушло за горизонт, но еще какое-то время на улице достаточно светло. Утром, напротив, солнце еще не показалось, но уже светает. Это и есть гражданские сумерки. Из-за наклона земной оси чем населенный пункт находится ближе к экватору, тем эти сумерки короче. В Волгограде средняя широта, и поэтому у нас они длятся примерно 15–20 минут. В Москве это время — около полутора часов. Еще севернее, в Санкт-Петербурге, — там вообще белые ночи, когда гражданские сумерки не заканчиваются. Сделать так, чтобы после захода Солнца в Волгограде было светло, как в Москве, невозможно чисто географически. Люди должны это понимать. Мы сейчас живем в том поясе и по тому времени, какие заложены самой природой.
Куда важнее географических, считает Алексей Катышев, действуют медицинские аргументы против перевода стрелок. Врач-сомнолог уверен: перевод волгоградского времени на один час вперед приведет к хроническому недосыпу у детей и взрослых, что повлечет массу других неприятностей.
— Все телепрограммы будут идти после перевода стрелок в Волгограде с опозданием на один час. То же самое касается трансляций. Вместо того, чтобы посмотреть передачу в 21:00, волгоградцы будут смотреть в 22:00. Соответственно, утром на работ пойдет масса невыспавшихся людей, — сетует Алексей Катышев. — Эти люди будут потом с трудом входить в рабочий ритм. Плюс это может привести к росту утренних аварий на дорогах. Учтите, что зимой с переводом стрелок утром будет светать на час позже. Многим придется добираться на работу в темноте. Стоит ли один час во времени таких последствий? Не думаю.
Сильнее всего, по мнению врача, от перестановки времени пострадают школьники.
— Большинство школьников, если их спросить, выступают за перевод стрелок. Аргумент их понятен — летом или осенью можно гулять до 22:00, когда только начинает темнеть, — рассуждает специалист. — Американская ассоциация сомнологов в 2015 году выпустила рекомендации по продолжительности сна. Если мы возьмем детей школьного возраста от 6 до 13 лет, то получим, что продолжительность сна должна составлять от 9 до 11 часов. То есть норма — 10 часов сна.
Сейчас в Волгограде во вторую смену учатся не больше 15% школьников. Большинство должны быть в школе к 8:00. И вот, допустим, домой ребенок пришел с улицы в 22:00. В лучшем случае он уляжется спать в 23:00. На следующий день к первому уроку ему необходимо будет встать в лучшем случае в 7:00. Это если повезло, и школа через дорогу. Если нужно еще и ехать, то и того раньше. И вот отнимаем от 7:00 10 часов и получаем 21:00. Таким образом, возвращаясь с поздней прогулки домой даже в 21:00, когда еще совсем светло, ребенок не будет получать свою норму сна. Это повлечет неуспеваемость в школе, а в худшем случае — проблемы со здоровьем.
Последствиями недосыпа, по словам Алексея Катышева, в большинстве случаев станут проблемы с сердцем и давлением.
— Сердечно-сосудистая система — первое, по чему наносит удар нехватка сна, — уверяет сомнолог. — У детей снижается иммунитет, находят невротические синдромы, вегетососудистую дистонию. Отдаленные последствия никто не учитывает, а это может серьезно аукнуться.
Если выбирать меньшее из зол, то, по мнению сомнолога, лучше обратиться к не столь отдаленному опыту прошлого и снова вспомнить о сезонном переводе времени.
— Безусловно, если выбирать между переводом стрелок на час вперед и переходом на сезонное время, то, конечно, лучше выбирать сезонное время, — рассуждает Алексей Катышев. — Из всех европейских стран только три страны сегодня не переводят время по сезону. Это Белоруссия, Россия и Исландия. Больше ста стран переводятся на сезонное время, и никакой опасности для здоровья в этом нет. Не теребят часы только страны Африки. Но они на столько близко расположены к экватору, что им это просто не нужно.
Фото: Алексей Волхонский