Здоровье интервью Отбить и победить: психотерапевт о новой болезни века — панических атаках

Отбить и победить: психотерапевт о новой болезни века — панических атаках

Олег Горбунов рассказывает, как не допустить и победить панические атаки

Людям, страдающим этим недугом, часто кажется, что выхода нет. Это не так
Источник:

Панические атаки — настоящий ужас для людей, которых они изнуряют. Рвущееся из груди сердце, нехватка воздуха, дикий ужас и чувство неминуемого конца, от которого хочется лезть на стены. С этими симптомами во всем мире живёт все большее число людей, в том числе и в Волгограде. Ужас в том, что настигают они внезапно и часто в самых неподходящих условиях. К сожалению, число подверженных паническим атакам людей из года в год только растет.

Что на самом деле представляют из себя панические атаки? Как с ними справляться? И почему одни проживают счастливую жизнь, не подозревая об этом кошмаре, а другие не слезают с заветных капель и таблеток? Обо всем этом мы поговорили с врачом-психотерапевтом высшей категории Олегом Горбуновым.

— Как проявляется паническая атака? Приведите конкретный пример из жизни.

— Пример. Сергей ехал в потоке машин по дороге через ГЭС. Был яркий майский день, до деловой встречи оставалось 20 минут. Внезапно мужчине стало дико страшно, сердце попыталось выпрыгнуть из груди, и перед глазами встала стена тумана. Даже когда в Чечне горел его танк, смерть пугала меньше. Он выскочил из джипа и куда-то побежал. Сквозь туман он увидел падающую воду и тоже захотел упасть. Голова резко закружилась, и он упал. В чьи-то руки. Когда туман прошел, он увидел, что устроил пробку и что вокруг него какие-то люди. Сергей сказал им «спасибо» и на ватных ногах в насквозь мокрой от пота одежде пошел к машине…

После началась сложная платная история. Сергей посещал терапевта, невролога, эндокринолога и кардиолога. Он прошел кучу обследований и насобирал диагнозов: от ишемической атаки до остеохондроза и дисциркуляторной энцефалопатии. Ему ставили капельницы, назначали таблетки и почему-то плаванье. Хотя плавать теперь он боялся. И, что самое принципиальное, он боялся ездить, даже с водителем. Через два месяца ужас, бешеное сердце и туман повторились во время спектакля в театре, на котором он был с женой. Он схватил жену за руку и эвакуировал на улицу. Потом приступ случился дома. А потом за рабочим столом. К этому моменту бизнес Сергея трещал по швам, а его фирменная голливудская улыбка превратилась в знак вопроса. После нескольких пинков врачей и долгих сомнений он пришел ко мне на прием.

— Выходит, что диагностика панических атак сложна и часто пациенты обращаются не к тем специалистам?

— Я привел яркий пример не панической атаки, а панического расстройства. При нем атаки повторяются многократно, так что говорить я буду именно о паническом расстройстве. В других случаях панических расстройств симптоматика может быть иной, маскируясь под симптомы различных болезней. Потому диагностический поиск вперемешку с попытками «лечения» могут быть куда более долгими. А бывает так, что первый же терапевт, к которому обращается пациент, сразу направляет его к врачу-психотерапевту.

«Важно успокоить периодически бунтующего "дирижера" — гипоталамус. И это просто»

— Как сложно лечить паническое расстройство?

— Парадокс: в момент атаки оно ужасно, к тому же при российской организации здравоохранения его распознавание похоже на квест. Но когда квест разгадан и пациента как-то уговаривают попасть к доктору-«психу», то изменения к лучшему настолько стремительны, что пациент воспринимает их как чудо.

Успокоить периодически бунтующего «дирижера» расстройства — гипоталамус — просто. Создать условия для нормальной работы внутренней нервной системы — просто. А уже это приводит к ощутимым улучшениям. Дальше сложнее. Но даже если ограничиться назначением правильного антидепрессанта, это даст долгосрочный результат.

Самое сложное, по стандартам применяемое при лечении панического расстройства, — когнитивная психотерапия — не всегда обязательна, хоть и эффективна. Так что даже при обращении не к владеющему «когнитивкой» дефицитному врачу-психотерапевту, а к участковому психиатру можно перестать беспокоиться и начать жить.

— Как много времени занимает лечение?

— Сергей, о котором я говорил в начале, сразу вернулся к сносной жизни. Через пару месяцев он спокойно ездил на машине. Панических атак и депрессивных эпизодов у него нет уже несколько лет. Похожие результаты наблюдаются в абсолютном большинстве случаев комплексного лечения панических расстройств.

— Что является причиной панического расстройства?

— У впечатлительных личностей при сильных переживаниях или гормональных перестройках выходит из равновесия внутренняя нервная система. Та, которая отвечает за регуляцию работы тела. В результате уже упомянутый «дирижер», гипоталамус, «приказывает» телу то же, что эмоционально устойчивым людям он «приказывает» при реальных катастрофах. Потому возникает непропорциональный событию ответ. Притом возникать он может даже при тревожных мыслях или воспоминаниях. Даже не всегда осознанных.

— Есть ли состояния, похожие на проявления панического расстройства?

— Есть, например, при диабете, при изменениях уровня сахара в крови. Потому диагностировать паническое расстройство можно только обладая клиническим мышлением и после обследований.

«У впечатлительных личностей при сильных переживаниях или гормональных перестройках выходит из равновесия внутренняя нервная система»

— Нужно ли окружающим бояться людей с паническим расстройством? Могут ли они во время приступа совершить что-то опасное?

— Нужно опасаться людей, страдающих инфекционными заболеваниями, с высоким индексом контагиозности, например легочной чумой или корью. Также опасны люди-вампиры, правда, только в сказках-страшилках. Людей с паническими расстройствами нужно опасаться в исключительных случаях, когда во время атаки они управляют сложной техникой. То есть не чаще, чем падающих метеоритов.

— Помогают ли советы овладеть методами саморегуляции и правильным дыханием?

— Да, но помочь они могут только в тех случаях, когда у человека не паническое расстройство, а доболезненное состояние. Чтобы самому выбрать, что эффективно, важно знать свою реакцию на стрессорные воздействия. Это элементарно, ведь реакций в основном два типа. Первый — замереть, смириться и терпеть. Второй — активничать, убегать или драться. Типы реакций являются врожденными. Так вот, «буддистам» и прочим «терпилам» помогут правильное дыхание, аутотренинг и его варианты. «Активистов» спасет физическая деятельность, которая «сожжет» адреналин. Правда, на работе и там, где неспокойно, место для отжимания, бега или приседания, а тем более чучело «начальника для битья» пока найти или организовать не так-то просто. Но уже можно, даже в офисах, как у нас в калачевской IT-компании.

Есть и универсальный способ уменьшить реакцию на стрессорное воздействие. Нужно заранее прокрутить его в воображении, тогда в реальной ситуации его значимость для мозга будет не столь большой.

— Что делать тем, у кого не доболезненное состояние, а болезнь, при этом идти к психиатру или психотерапевту они боятся?

— Наступить на горло страху и идти. Самым боякам для снятия барьеров можно проконсультироваться у врача-психотерапевта, клинического психолога или психиатра онлайн. Такие сервисы можно нагуглить за несколько кликов.

Редакция сайта V1.RU предупреждает: в любом случае необходима консультация специалиста.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
137
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Вечные дети добрались до государственных штурвалов и кнопок»: политолог из Волгограда высказался про песни в новогодних шоу
Вадим Шумилин
Автор мнения
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления