В Волгограде впервые за месяц прошел брифинг, посвященный ситуации с коронавирусной инфекцией. О том, как развивается эпидемия на территории региона, когда Волгоградская область перейдет на второй этап снятия ограничений, почему по-прежнему нужно носить маски и почему не стоит попадать в инфекционный стационар, рассказали председатель комитета здравоохранения Волгоградской области Анатолий Себелев и главный государственный санитарный врач Волгоградской области Ольга Зубарева. Все самое важное собрали для вас в карточках.
- Сколько человек болеют коронавирусной инфекцией?
- Удалось ли «обуздать» инфекцию?
- Планируется ли дальнейшее снижение ограничений?
- Почему жителей Волгограда везут на лечение в районы области?
- Увеличивается ли количество внебольничных пневмоний?
- Есть ли статистика по тому, как протекает заболевание у волгоградцев?
- Увеличилось или снизилось количество госпитализируемых?
- Зачем закрывают, а потом снова открывают инфекционные стационары?
- Почему не делают тестирование тем, кто был в контакте с коронавирусными пациентами?
Сколько человек болеют коронавирусной инфекцией?
На сегодняшний день в Волгоградской области насчитывается 8431 случай заболевания новой коронавирусной инфекцией. Среди них 655 детей. За минувшие сутки выявлено 86 новых случаев, в стационарах находится 2283 человека, в том числе 40 детей. Внебольничные пневмонии диагностированы у 2061 человека. 110 пациентов находятся в реанимации, на аппаратах искусственной вентиляции легких — 17 человек.
За сутки в инфекционные стационары поступил 141 человек, свободных коек в больницах 1148. Завершили лечение 4964 человека, под наблюдением в медицинских организациях остаются 4257 человек. Всего на 24 июля под наблюдением медиков побывали 43 482 человека, завершили эту процедуру 39 225 человек.
Удалось ли «обуздать» инфекцию?
Ситуация с заболеваемостью COVID-19 стабильная, но напряженная. Коронавирус относится ко второй группе патогенности, основной путь его передачи — воздушно-капельный. На сегодняшний день инфекция неуправляемая, патоген никуда не делся, и чтобы снизить заболеваемость в регионе, обезопасить себя, необходимо соблюдать меры профилактики Роспотребнадзора.
— Смягчая профилактические мероприятия, Роспотребнадзор разрабатывает при этом методические рекомендации, — пояснила свою позицию Ольга Зубарева. — Хоть они и называются рекомендациями, но президент, дав полномочия главам регионов вводить или снимать ограничения, фактически придал им силу закона, и они в обязательном порядке должны соблюдаться.
По данным Роспотребнадзора в Волгоградской области отмечается снижение групповой заболеваемости COVID-19. Всего за весь период в регионе было зарегистрировано 27 групповых очагов, по состоянию на 24 июля их осталось пять, завтра статуса очага лишится еще одна вспышка заболевания. Новые вспышки заболеваний не получают большого распространения, и им не присваивается статус очага. Самые большие вспышки были в одной строительной организации и психоневрологическом диспансере, где заболевших было более 200 человек.
Планируется ли дальнейшее снижение ограничений?
Волгоградская область сейчас находится на первом этапе снятия ограничительных мероприятий. Длительное время темп прироста составляет порядка 1%. В среднем по России этот показатель составляет 0,9, по Москве — еще ниже. Поэтому, чтобы снизить показатели заболеваемости, необходимо помнить обо всех действующих ограничительных мерах, в том числе о ношении масок.
— С сожалением приходится констатировать, что очень многие бизнесмены, требующие открытия своих предприятий, помнят о профилактических мерах лишь очень короткое время, — сетует Ольга Зубарева. — Потом наступает расслабление. Нами уже выдано девять временных запретов на работу и составлено более 40 административных протоколов на нарушителей масочного режима. И эта работа будет продолжаться и дальше. Если решили открыться — соблюдайте все, что положено, чтобы обезопасить сотрудников и посетителей.
Почему жителей Волгограда везут на лечение в районы области?
Основная часть коек для лечения пациентов с COVID-19 сосредоточена в Волгограде, Волжском, Ленинском и Городищенском районах, а также в межрайонных центрах — Михайловке, Урюпинске, Камышине. Еще один межрайонный центр развернут в Жирновске, где инфекционный госпиталь делали под вспышку в психоневрологическом диспансере. Сейчас эта клиника заполнена на 2/3, поскольку количество пневмоний достаточно большое. Межрайонные центры обслуживают свои зоны, Волгоград и Волжский — свои, за исключением тех случаев, когда коронавирус сопровождается сопутствующей соматической патологией. Нужно понимать, что те, у кого нет никаких других заболеваний, кроме COVID-19, отправляются в одни клиники, у тех, у кого хирургическая патология, неврологическая, сердечно-сосудистая — в другие. Схема маршрутизации достаточно сложная, регулируется практически в ручном режиме отделом госпитализации.
Взять, к примеру, отделения для диализа. Оно есть в Камышине, аппарат для диализа стоит в пятой больнице. Все это достаточно сложно реализовывать, особенно если учесть, что кроме коронавируса есть и другие болезни.
В связи с этим испытывают определенные сложности соматические многопрофильные стационары. Они вынуждены проводить входной контроль, в том числе путем ИФА-исследований на возможность заболевания коронавирусом. Этот анализ на определение имунноглобулина G, своего рода сортировка заболевших, которых помещают в изоляторы на несколько дней. Таким образом могут выявить потенциально зараженных и обезопасить остальных.
Увеличивается ли количество внебольничных пневмоний?
В июне и начале июля уровень госпитализации стабильный, но достаточно высокий. При этом за последнюю неделю июля количество заболеваний и их тяжесть увеличились. Поэтому меры безопасности необходимо соблюдать в обязательном порядке. Особенно тем, кто имеет хронические заболевания.
— Мы видим, насколько утяжеляется заболевание, когда имеются хронические заболевания, — говорит Анатолий Себелев. — Такие как сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, ожирение, онкология. Также в группе риска люди старше 65 лет. Им нужно особое внимание и соблюдение требований Роспотребнадзора — мытье рук и обработка дезсредствами, ношение масок… А у нас уже даже в транспорте в масках никто не ездит. В торговых центрах у трети посетителей маска где-то на подбородке, остальные вообще без маски.
Чтобы сократить риски пациентов пожилого возраста и имеющих хронические заболевания, поликлиники сейчас ориентированы на обслуживание таких пациентов на дому. Ведь все пациенты могут быть потенциальными источниками заражения, и даже входящий контроль температуры — не показатель, человек может быть бессимптомным носителем. Это касается не только лечения, но и продления льготных рецептов.
Есть ли статистика по тому, как протекает заболевание у волгоградцев?
По состоянию на 29 неделю 2020 года бессимптомно коронавирус протекает у чуть более 27 процентов пациентов. Легкая форма болезни у 39%, средней тяжести — у 30,7%. Тяжелых пациентов 2,6 процента. Пациентов с ОРВИ или бронхитом 41%, внебольничные пневмонии выявлены почти у 30% пациентов.
— Нас очень пугают бессимптомные формы, — пояснила Ольга Зубарева. — Из-за них на карантин порой уходят целые коллективы. По месту инфицирования — завозные случаи давно ушли в прошлое — этот путь заражения занимает всего около 0,2%. Больше всего случаев инфицирования выявляется в семье или ближайшем окружении, а также на работе. Затем идут неустановленное место заражения и медицинские организации.
— Люди не верят, что инфекция существует, что она рядом, — продолжает Анатолий Себелев. — И многие коллективы страдают именно от этого — затемпературил человек, потерял обоняние, но все равно пошел на работу. К вечеру ему стало хуже, а тем временем он заразил половину коллектива. Должно быть серьезное отношение к своему здоровью. Лучше дома побыть, чем подвергать опасности своих коллег. Это очень важно. То же касается выездов на отдых — компания пользуется одной посудой, одним маленьким бассейном, посещают родственников. В итоге 10–15 человек заражено. Все из-за неверия. Понятно, что все устали, но у каждого должна быть настороженность.
Увеличилось или снизилось количество госпитализируемых?
— Количество людей, доставляемых в стационары, снизилось, — пояснила Ольга Зубарева. — Но в больницы лучше не попадать. Я знаю, какие условия в стационарах. Там лежать очень тяжело, особенно в сорокаградусную жару в палате без кондиционера под кислородом. А сотрудники там работают по три-четыре часа. У многих головокружение, есть случаи потери сознания. Получается такой вот парадокс — население у нас не может ходить в масках и перчатках, а медики выдерживают все.
Зачем закрывают, а потом снова открывают инфекционные стационары?
Официально и насовсем из статуса инфекционного госпиталя выведена только клиника ФМБА. Ее вывели на дезинфекцию, и с 15 июля она заработала в обычном режиме, оказывая, в том числе, и высокотехнологичную медицинскую помощь. Остальные стационары закрываются на короткое время, для отдыха сотрудников и дезинфекции. Та же третья больница выводилась из работы, ее помыли и снова вернули. Есть поручение губернатора поэтапно выводить стационары для окончательной дезинфекции и возвращения в работу, есть указание Минздрава на сохранение определенного коечного фонда. Те больницы, которые закрыть полностью нельзя, будут выводиться из работы поэтажно или по отделениям.
Почему не делают тестирование тем, кто был в контакте с коронавирусными пациентами?
У людей, контактировавших с заболевшими, берут анализ на 8–10 день с момента контакта. В день лаборатории делают порядка 200–300 анализов, отобранных у общавшихся с заболевшими. Их отбирают по предписанию Роспотребнадзора. Не исключено, что бывают сбои, но они единичные, в том числе из-за путаницы в сроках. Тем не менее поток анализов идет очень большой, лаборатории работают на пределе мощности, в три смены.