Заявление в Следственный комитет написал 45-летний житель Волжского Андрей Панкратов, оказавшийся невольным участником клинических испытаний препаратов для лечения рака. Мужчина заявил, что на нём испытывали медицинские препараты, не только не предупредив о возможных последствиях, но и нарушив процедуру исследования. Даже согласие на эксперимент с него взяли, когда он был практически без сознания. Онкобольной заявил, что из-за экспериментов его здоровье резко ухудшилось. Врачи же, наоборот, уверяют что подарили пациенту несколько лет жизни.
Думал, перетренировался
Со страшным диагнозом Андрей Панкратов столкнулся осенью 2021 года. В сентябре он пришел домой после тренировки и пожаловался на боль в спине.
— Я подумал: «Ничего страшного, перетренировался, пройдет», — рассказывает Андрей. — Но боль всё не уходила. Пошел к неврологу, тот выписал таблетки. Но боль так и не прошла.
В октябре мужчина заразился коронавирусом. Во время лечения ему сделали рентген, и на снимке обнаружилось пятно в правом легком. Что это такое — стало ясно только в феврале 2022 года, когда пришло заключение из онкологического диспансера. У мужчины обнаружили плоскоклеточный рак и госпитализировали в онкологический центр. Еще через 10 дней мужчина узнал, что подписал добровольное информированное согласие на участие в клинических исследованиях препаратов BCD-201 и «Китруда». Мужчина в это время был прикован к больничной койке и получал обезболивающие препараты.
Из областного онкоцентра мужчину выписали 3 марта 2022 года, а уже на следующий день госпитализировали в онкоцентр Волжского. Там он пролежал еще три дня, получал курс химиотерапии.
— Врач мне объяснил, что после курса лучевой и химиотерапии мне станет лучше, я буду ходить без болей, — рассказывает мужчина. — Выписали меня 7 марта и следующий курс назначили на 25-е число. 8 марта мне позвонили из волгоградской онкологии и потребовали приехать на курс иммунотерапии, сказав, что химиотерапия отменяется, поскольку ее меняют на более современный метод лечения, когда организм сам будет бороться с онкологией.
К тому времени метастазы у мужчины уже распространились на позвоночник. На 4 мая 2022 года наметили операцию, однако 24 апреля после очередного сеанса иммунотерапии Андрей, который к тому времени был лежачим больным, начал вставать с постели и понемногу ходить. Видимо, терапия действовала. 17 мая процедуру повторили, и уже через три дня боль в ногах почти прошла, мужчина не только смог встать на ноги, но и начал гулять. Пусть с палочкой, с отдыхом на лавочках, но гулять! И подолгу! Однако метастазы из позвоночника никуда не делись.
У вас метастазы везде
В конечном счете Андрей оказался на консультации в НМИЦ онкологии имени Блохина. Там он и узнал, что полученное им лечение на самом деле оказалось участием в клиническом исследовании препаратов.
— Врачи центра Блохина поинтересовались, чем меня лечат, что означает «протокол иммунотерапии», — рассказал Андрей. — Я назвал наименования лекарств. Доктор удивился, сказал, что про такие лекарства не слышал, и предположил, что я участвую в клиническом исследовании. А заодно «обрадовал», что у меня появились метастазы уже в головном мозге и грудном отделе позвоночника. Я попытался выяснить, как же так получилось, что меня фактически сделали подопытным кроликом. Дважды просил предоставить мне информированное согласие — везде натыкался на отписки. Даже информированное согласие я получал по частям — сначала первую и последнюю страницы, потом еще, еще... Полностью документ я получил только в феврале 2023 года, но, как выяснилось, — в нем нет четырех страниц, с 18-й по 21-ю. Что на них — до сих пор остается для меня тайной.
Мужчина уверяет, что написал заявление в Следственный комитет с просьбой провести проверку деятельности волгоградского онкодиспансера. Однако ни в СУ СК России по Волгоградской области, ни в региональной прокуратуре факт поступления обращения Андрея Панкратова не подтвердили, уточнив, что заявлений от мужчины на момент обращения редакции V1.RU не поступало.
Адвокат Эдгар Кармазиновский полагает, что в деле Андрея Панкратова должны разбираться правоохранительные органы.
— В настоящий момент правоохранительным органам, я считаю, нужно детально изучить доводы Андрея Панкратова и дать оценку предоставленным доказательствам, — полагает адвокат. — Я полагаю, там есть определенные нарушения, заслуживающие внимания.
Хотели как лучше
В комитете здравоохранения Волгоградской области в свою очередь уверяют, что без согласия пациента его бы не могли включить в состав участников эксперимента. Всего в России в этом эксперименте, по словам чиновников, принимали участие 179 пациентов.
— Исследование BCD-201–1 «Двойное слепое рандомизированное клиническое исследование фармакокинетики и безопасности препарата BCD-201 (ЗАО "Биокад", Россия) и препарата "Китруда" у пациентов с распространенными формами рака различных локализаций». Исследование касается иммуноонкологического препарата «Китруда», который показывает высокую эффективность применения у больных с запущенными формами злокачественных опухолей различных локализаций, уменьшая симптомы заболевания и увеличивая общую выживаемость с нескольких месяцев до лет, — прокомментировали в комитете здравоохранения. — На территории РФ в исследование включено 179 человек. В Волгоградском областном онкологическом центре исследование проводилось с 7 апреля 2021 года до 14 марта 2023 года и закрыто в связи с регистрацией препарата на территории России. Проведение клинических исследований в нашем центре (как и во всех исследовательских центрах РФ) регламентировано большим количеством нормативных актов международного и федерального уровня, одобряется и контролируется Министерством здравоохранения РФ и Росздравнадзором. Неотъемлемой частью начала исследования является полноценное информирование пациентов о дизайне исследования и процедура подписания информированного согласия. Без этого невозможно начало лечения. Кроме того, следует отметить, что пациент вправе прекратить участие в исследовании в любой момент по его письменному заявлению. За время исследования в центре было проведено восемь мониторинговых визитов с целью контроля исполнения всех требований, прописанных в протоколе исследования. Проверки прошли успешно, нарушений выявлено не было.