Лето, дача, гвозди... Гвозди? Именно! Они подстерегают там, где их совершенно не ждешь, и впиваются в пятку ржавым острием максимально глубоко, легко пробивая насквозь даже самую твердую подметку ботинка или кроссовка, не говоря уже о шлепанцах или пляжных тапочках. И удар гвоздем в пятку — совсем не безобидная ранка. Врачи предупреждают — подобный, даже очень легкий укол может стать смертельным.
Порой складывается впечатление, что торчащие острием вверх гвозди подстерегают всюду. На улице, на газоне, на природе, на даче и на пляже. Неосторожный шаг, легкий перенос веса тела на другую ногу и... острая боль в стопе заставляет средь бела дня видеть звезды, летящие из собственных глаз. Но еще хуже самой боли — последствия.
Иногда волгоградцам везет. Точнее, травму они получают, но обходится практически без последствий.
— Разбирал паллеты в шлёпках. Наступил на ржавый витой гвоздь, вошел точно в центр стопы, — вспоминает респектабельный владелец одной из вилл на окраине Волгограда Андрей Ветров. — Прежде всего я крепко выругался, попытавшись вложить в вырвавшиеся наружу экспрессивные выражения всю глубину переполнявших меня эмоций. Следом по острой боли в ноге понял, что работы по благоустройству мне придется прервать. А после того как промыл полученную рану перекисью водорода, я осмотрел свою заскорузлую пятку и пришел к неутешительному выводу, что мне следует посетить не только мастера педикюра, но и врача.
По словам пострадавшего домовладельца, одним визитом в травмпункт дело не обошлось.
— Приехал в травмпункт, выдержал очередь из пострадавших и подробные беседы с ними об обстоятельствах получения ранений на улицах нашего города в частности и про состояние системы здравоохранения региона в общем, — вспоминает те, ставшие одними из самых отложившихся в памяти, часы жизни мужчина. — Наконец наступил миг счастья, и я смог попасть в кабинет. Встретил меня юный доктор, сразу начавший подробно и под запись расспрашивать меня про встречу с гвоздем. Он уточнял — добровольно ли я это сделал или кто-то вогнал гвоздь в меня насильственным способом? Какой длины был гвоздь и диаметра? Острый, с зазубринами или затупленный? И, самое главное — новый, из магазина, в смазке, или покрытый пылью лет, грязью и коррозией металлов? Получив развернутые ответы, врач так начал качать головой, что черновик завещания я мысленно оформил уже у него в кабинете. Но обошлось: мне обработали рану, вкололи с интервалом в 15 минут четыре укола от столбняка и сказали пропить курс антибиотиков. Причем в побочных эффектах у назначенных лекарств была указана депрессия, вплоть до суицида. К счастью, ничего подобного не заметил. Неделю походил с повязкой, нога болела еще пару недель. Пока жив, но на пятку с тех пор смотрю с подозрением. И на педикюр пока еще и не рискую сходить.
Симптомы, которые испытывают проткнувшие гвоздем ногу люди, развиваются примерно одинаково.
— Проткнула ногу гвоздем... Сначала больно было не сильно, сразу поехала в травмпункт, поставить прививку от столбняка, — жалуется еще одна волгоградка средних лет. — А потом, утром, стало болеть прям сильно. Еле хожу. Но рана вроде неглубокая, надеюсь, быстро заживет.
Младший и средний медицинский персонал, в том числе работающий на скорой, к подобным травмам относится с изрядной долей скепсиса, как к не несущим немедленной угрозы для жизни пациента.
— Арматура, ножи, пули были. Гвоздей — нет. Это простая бытовая рана, я сама пару раз на них наступила, — отмахивается фельдшер скорой помощи с 30-летним стажем работы. — Ничего страшного. Залить перекисью или хлоргексидином, перебинтовать и дальше радоваться жизни. Если у нас будет подобный случай, то просто отвезем в травму. Мы не имеем права что-то доставать из людей, этим занимаются хирурги. Да и люди сами машинально убирают ногу с гвоздя. Поэтому в травмпункте только раздвигают края закрытой колотой раны, заливая внутрь лекарства. И обязательно поставят прививку от столбняка, ведь неизвестно же, сколько лет гвоздю и насколько глубоко он зашел.
Гораздо серьезнее к попаданию в организм человека бывшего в употреблении метиза относятся врачи.
— Если человек наступил именно на ржавый гвоздь, то обязательно нужна консультация врача-травматолога, — рассказывает врач-реаниматолог Фёдор Андрющенко. — Необходимо определиться, привит человек от столбняка или нет, когда был привит и насколько защищает его сейчас ранее введенная вакцина. Если человек сделал прививку в три года, а на гвоздь наступил в 45, то необходимо привиться заново. Подобные вещи оставлять на самолечение категорически не рекомендуется. Нужно сразу обращаться к травматологу, не дожидаясь пугающих симптомов. Потому что с симптомами придется уже не к травматологу ехать. Ногу раздует, и человека повезут в тяжелом состоянии в стационар, где будут пытаться спасти как ногу, так и его самого.
Особо опасны ржавые гвозди для людей, страдающих сахарным диабетом. Для них любая микротравма запускает процесс реакций, которые приводят к синдрому диабетической стопы. При плохом развитии событий — к ампутации конечностей.
— Рана от гвоздя заведомо инфицирована, поэтому необходимо обязательно провести первичную хирургическую обработку раны, — говорит участник проекта «Открытый цикл научно-популярных интерактивных онлайн-видеоподкастов про медицину "ЗаМЕДчательная наука"», заведующий кафедрой хирургии ВолгГМУ Юрий Веденин. — Это позволит избежать развития гнойных осложнений, таких как абсцедирование и флегмона стопы, а в дальнейшем и потери конечностей. В короткие сроки необходимо провести и профилактику развития столбняка. Это грозное инфекционное заболевание, которое при отсутствии должного лечения приводит к параличу дыхательного центра и дыхательной мускулатуры и впоследствии к асфиксии, остановке дыхания и смерти. В меньшей степени вероятны, но также возможны септические состояния. Всё может быть: поранился человек — возникла флегмона стопы, которая превратилась в анаэробную инфекцию и газовую гангрену. Происходит токсемия, интоксикация организма, возможно, и в крови появляются микроорганизмы, а затем смерть. Такие наблюдения единичны, но исключать их нельзя.