Самой худшей фразой, что утешают себя, по мнению врачей, жители Волгограда, считается фраза «Само пройдет». Именно она чаще всего доводит заболевшего человека до критического состояния, а то и до смерти. И тогда больной поступает к последнему в своей жизни врачу — патологоанатому. Участник проекта «Открытый цикл научно-популярных интерактивных онлайн-видеоподкастов про медицину "ЗаМЕДчательная наука"», заведующая кафедрой анатомии человека ВолгГМУ, патологоанатом Светлана Калашникова рассказала, как отложить встречу с ней на максимально возможный срок.
«Когда заболит, тогда и пойду»
Мы уже рассказывали об излюбленных фразах, после которых часто приходится оказываться у врача. Травматолог Евгений Ермолаев говорил про пациентов, только недавно радостно кричавших: «Смотрите, как я могу!» Врач-инфекционист Ольга Чернявская рассуждала о тех, кто верил в свежесть продукта и крепость собственного желудка, небрежно бросая: «А что ему будет-то в холодильнике?» А врач-гинеколог Полина Солтыс вспоминала про пациенток, которые в момент бурной страсти пользовались единственным методом контрацепции — нежным шепотом на ушко партнеру: «Только не в меня!» А о тех, кто верил в народные средства, самолечение и советы «Мне это точно помогало», рассказывала фармацевт Наталия Рогова. У профессора Светланы Калашниковой, впрочем, ни один пациент еще ни на что не жаловался и никаких фраз уже не произносил.
«Патологоанатом — врач, который всегда соблюдает главный принцип медицины: "Не навреди". Потому что это уже невозможно»
Пациентов, которые попадают к ней, значительно опережая других, Светлана Калашникова делит на несколько условных категорий.
Безответственно здоровые
Такие пациенты, по словам Светланы Калашниковой, составляют самую большую группу. Это те, кто верит в себя и отрицает или игнорирует профессиональные осмотры, диспансеризацию. Те, кто руководствуется принципом: «Когда заболит, тогда я к врачу и пойду».
— Есть врачи, к которым надо ходить регулярно, вне зависимости от того, болит что-то или нет, — говорит Светлана Калашникова. — К стоматологу — раз в полгода. Раз в год — к гинекологу. Регулярно и обязательно женщинам надо делать маммографию — УЗИ молочных желез. Запомните, заболевание гораздо легче профилактировать, чем потом лечить.
Диванные аналитики
Есть, по словам Светланы Калашниковой, и те, кто говорит: «Лекарства, что выписывают врачи, — это их совместный заговор с фармацевтическими компаниями. Они хотят нам свою химию спихнуть и процент получить». Но игнорирование приема лекарственных препаратов зачастую смертельно.
Целители из народа
Это также достаточно большая и многочисленная группа людей. Они лечатся народными средствами вплоть до уринотерапии. У них на всё есть странные рецепты. Кто-то считает, что гораздо полезнее обнимать на рассвете дерево в период ретроградного Меркурия, чем принимать назначенные врачом антибиотики. Результативность их методов, как и сами методы, смотрятся со стороны доказательной медицины крайне сомнительно. Но фанат того или иного метода стоит за него насмерть. Иногда это происходит буквально.
Верующие в сглаз, порчу и приметы
Есть и те, кто не воспринимает врачей как людей, способных спасти от болезней. Гораздо надежнее, по мнению таких людей, вести борьбу с потусторонними силами при помощи магических посредников.
— Такие пациенты не видят смысла в походе к врачам. Они считают, что любая болезнь и плохое самочувствие — это порча или сглаз. Нужно пойти либо к бабке, либо к гадалке — она вылечит, — описывает таких людей Светлана Калашникова. — И тем более нечего ходить по узким специалистам, которые придумывают какие-то странные болезни с труднопроизносимыми названиями.
Просветленные
Это новая категория пациентов, избыточно увлекающихся популярными коучами из запрещенных социальных сетей. Они болезни списывают на психосоматику.
— Надо проработать негативные эмоции. Все болезни от нервов, и надо советоваться с психотерапевтами. А если нарисовать карту желаний, то и болеть ничего не будет, — описывает таких людей Светлана Калашникова, добавляя, что в таких случаях на карте желаний стоит сразу рисовать и предпочитаемое надгробие.
Отрицающие риски
Такие пациенты, по словам Светланы Калашниковой, зачастую относятся не только к сфере патологической анатомии, но и судебной медицины.
— «Зачем нужен шлем? Я прекрасный самокатчик!» — считают они, — говорит Светлана Калашникова. — И мы понимаем, чем это заканчивается. Или знаем последствия таких замечательных посиделок не очень трезвых людей, когда они говорят: «Смотрите, какое я могу сальто в бассейн сделать». Таких историй тьма. И пополнение в рядах наших клиентов напрямую зависит от уровня критичного взгляда людей на свое собственное поведение.
Боящиеся врачей
Есть и люди, которые панически боятся узнать свой диагноз. Они не обследуются вовсе не потому, что не верят в болезни, а наоборот: «Вдруг врач что-нибудь найдет». Обидно, когда люди не обращаются за помощью, потому что либо боятся, либо откладывают на потом. А потом наступает момент, когда медики разводят руками, понимая, что излечение невозможно и остается только паллиативное лечение.
— Есть и другая крайность, когда люди с удовольствием ходят по врачам в поисках болезни, которой у них нет, — рассказывает заведующая кафедрой анатомии человека ВолгГМУ Светлана Калашникова. — Ипохондрики, которые обследуются, чтобы что-то найти. А когда врачи ничего не находят, то пациенты очень обижаются. И идут к другим, чтобы услышать именно то, что подозревают, и срочно начать лечиться всеми возможными способами.
«Попадайте ко мне как можно позже»
Светлана Калашникова рекомендует регулярно проходить профилактические осмотры и диспансеризацию, чтобы максимально отсрочить свидание с врачами ее специальности. Особенно внимательным надо быть при наличии хронических заболеваний.
— Если у человека есть хроническое заболевание, например язва или гастрит, то пациент обязательно должен стоять на диспансерном учете, — настоятельно советует Светлана Калашникова, — регулярно посещать врача и проводить противорецидивную терапию.
Но больше всего Светлана Калашникова просит волгоградцев верить врачам и их рекомендациям.
— Люди часто ищут доктора, который скажет именно то, что человек хочет услышать, — объясняет Светлана Калашникова. — Идет подмена понятий. Врач сказал: «Надо операцию, у вас онкология», а человек пошел дальше. Он ищет бабку, которая скажет: «Не надо вам операции, лучше выпейте спирт с подсолнечным маслом, и будет счастье». В результате пациент вернется к врачам, но уже на неоперабельной стадии.
Врачи не запрещают ходить к бабкам-гадалкам, любителям дышать маткой и гвоздостояльцам. Но только если это не будет вредить общению пациента с традиционной медициной и лечению у врача с профильным медицинским образованием.
— Я за традиционную медицину! — восклицает Светлана Калашникова. — Если кто-то владеет дополнительными методиками (иглоукалыванием или лечит китайскими травами), то пусть лечит. Но только не вместо основной терапии. Если вам говорят, что нужно отказаться от традиционного лечения и нырять в прорубь, то такие специалисты вызывают сомнение. Нормальный специалист понимает, что традиционного лечения никто не отменял.