С исторических времен в России роль отца выполняли вожди, цари, боги, но не мужчины. Дефицит отцовства настолько заполонил умы, что матери нарочно отстраняют мужчин от воспитания детей. Врач-психиатр и психотерапевт психотерапевтического центра «Вектор» Ирина Стежка рассказала в ходе психологического фестиваля PSYФЕСТ ‘23 о родительских мифах, важности фигуры отца и какими качествами должен быть наделен настоящий папа. А под конец еще и предложила ответить честно на восемь вопросов, которые покажут — хороший вы отец или нет?
Стереотипы о родительстве
В жизни человека есть две отправные точки: мама и папа. У них разные роли и функции в семье. Через жизнь мы проносим образы родителей, которые проявляют жизненные ценности, установки, сценарии, воплощаются надежды и опасения.
— Опираясь на мифы о воспитании, женщины отстраняют мужчин от контакта с детьми, — предостерегает психотерапевт Ирина Стежка. — Родитель — это роль, которая характеризуется двумя чертами. Первая — это забота, понимание удовлетворения естественных потребностей ребенка в соответствии с возрастом и особенностями. Вторая — это доминирование. В семейной иерархии родитель главный.
Поэтому важно, чтобы у ребенка были папа и мама, которые ассоциируют в себе две черты. В связи с этим появляется много мифов, которые перечисляет врач-психиатр:
мама и папа выполняют одинаковые функции;
папа не настолько ответственный, чтобы ему можно было доверить ребенка;
отцам не интересны дети. Им куда важнее работа, друзья, хобби и телевизор;
мама для ребенка — всё. Она должна быть этим всем, абсолютно забыв про себя;
материнство — это не роль, а предназначение (исключительно важное и приоритетное для женщины, в котором она должна стремиться к идеалу, принятому в обществе).
— Мама и папа привносят в ребенка генетическую информацию поровну, — рассказывает Ирина Стежка. — Но папино начало активное, целеустремленное, подвижное, в некотором смысле даже рискованное. А мамино — стабильное, защищенное, избирательное и питающее.
Заменители отца
По мнению психолога, в обществе возник острый дефицит отцовства. Он сложился с первых промышленных времен, когда мужчины уезжали на заработки, а женщины брали на себя функцию воспитания. Их сменили революции и войны, в которых мужская часть населения уменьшилась и пострадала.
— Папы в силу обстоятельств разлучаются с семьями, кто-то уехал в ближнее зарубежье, кто-то попал, не дай бог, куда. Это колоссальная проблема. Дети ищут замену отцам в мужьях, сыновьях, начальниках и даже в психотерапевтах! — акцентирует внимание Ирина Стежка. — Современный дефицит отцовства — трудоголизм.
«Папы вечно на работе. Он вроде бы как и есть, он вроде бы как и рядом, но исключен из процесса воспитания ребенка и недостигаем»
В разные эпохи и в разных культурах родители изменялись, но всегда присутствовали вместе. Фигуры вождей, божества, героев являются носителем мужского и, в частности, отцовского архетипа.
— В нашей стране сильна тенденция наделять властные фигуры родительскими чертами, что неудивительно, учитывая огромный дефицит отцов, — говорит врач-психиатр. — На эти фигуры уповали, в них искали опору, ждали благословения и помощи в сложных жизненных ситуациях. Поэтому даже если отец отсутствовал, погибал, спивался или долгое время проводил на заработках, то его психологические функции перекладывались на другие, более мощные фигуры.
Психотерапевт Ирина Стежка приводит исторических деятелей, которые заменяли отцов:
Господь Бог — неоспоримая фигура;
царь-батюшка;
барин — надежда;
после революции народным сознанием функции отцовских фигур переложили на власть. Дедушка Ленин — отец всех народов. Потом его сменил Сталин;
сейчас эта тенденция сохраняется. На наших политических руководителей, в том числе президента Владимира Путина или главу СК России Александра Бастрыкина, возлагаются отцовские черты.
— Институт воспитания в нашей стране развален. У нас никто не учит быть родителями. Традиции родительства за последние 100 лет утрачены, — в ужасе говорит психотерапевт. — Обращение к отцу на «вы» было и в крестьянских семьях, и в дворянских. Сейчас этого нет. Я провела очный тренинг для родителей — пришло два папы вместе с мамами.
«Люди не считают нужным учиться быть родителями. Они считают, что всё происходит само собой»
Возрастные этапы развития ребенка и роль отца
Ирина Стежка рассказывает, что папа для ребенка становится значимым, начиная со второго года жизни. Если всё складывается хорошо, то фигура папы вскоре сравнивается по важности с маминой, а в некоторые периоды даже выходит на первый план. С 5–7 лет и далее на всю жизнь папа становится главной фигурой для мальчиков.
С рождения до 1 года задача отца поддерживать диаду «мать и ребенок», давать супруге погрузиться в «первичную материнскую обязанность и оберегать ее;
от 1 года до 3 лет задача отца на этом этапе остается быть опорой для матери. А еще устанавливать правила и порядки семьи, основанные на справедливости. Правила должны быть понятными, однозначными и выполняться всеми членами семьи без исключения;
в период 3–4 лет папа поддерживает исследовательский интерес ребенка и устанавливает границы дозволенного. Он позволяет малышу пробовать на прочность себя и мир;
с 4 до 6 лет папа не только равен, но даже превосходит по значимости маму. Он отвечает за темы взаимодействия с внешним миром, а значит, и с социумом. Кроме того, папа — образец мужчины и мужского как для мальчиков, так и для девочек;
в период с 6 до 9 лет отец выступает как значимый человек, обладающий знаниями, умениями и опытом, которые он передает ребенку;
с 9 до 12 лет и на всю дальнейшую жизнь значимость отца для мальчиков становится приоритетной по сравнению с матерью;
в 13–18 лет роль отца возрастает, поскольку идут процессы полового созревания, и вопросы полоролевой идентичности вновь актуализируются.
Влияние отца в жизни ребенка
Особенно отмечает Ирина Стежка то, что поведение и отношение отца к ребенку оказывает влияние на многие факторы:
уверенность в своих силах, чувство безопасности и защищенности;
личные границы: «Что можно, а что нельзя», «Что по отношению ко мне хорошо, а что недопустимо», «На что я способен, а чего мне не достичь»;
самоидентификацию, самооценку: «Кто я? Какой я?», то есть на принятие или неприятие себя;
сценарий личных отношений — мужско-женских и детско-родительских;
самореализацию — способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем, в том числе на взросление и инициацию, прохождение жизненных кризисов;
отношения с социумом — структурой, иерархией, властью, личной ответственность; способность встроиться в социум и занять в нем достойное место.
— Влияние папы значимо для мальчиков, — подмечает психотерапевт. — Только научившись быть хорошим сыном-подчиненным, можно стать руководителем, берущим расширенную ответственность не только за себя, но и за других, за семью, за свое дело, за руководство командой или компанией.
Ирина Стежка предлагает проверить, справлялся ли ваш папа с отцовскими задачами:
защищал, проявлял силу безопасным для вас образом;
устанавливал границы и правила, настаивал на их соблюдении;
хвалил, одобрял, гордился, восхищался вами;
требовал от вас что-то сделать хорошо;
проявлял нежность и уважение к маме;
радовался тому, что вы девочка или мальчик;
играл с вами, учил, занимался какими-то общими делами;
был предметом вашей гордости.