Скоро по всей стране будут слышны последние звонки — школы запестрят красными и золотыми лентами, яркими букетами, улыбками и ожиданием чего-то особенного: впереди целая жизнь.
В Казани всё совсем по-другому.
Вместо звонков здесь неделю назад гремели взрывы, а сейчас город чернеет лентами на венках, глаза людей опухли от слез, а вместо букетов на двух бесконечных мемориалах лежат мягкие игрушки и гвоздики.
Здесь тоже скоро закончится учебный год, просто совсем не так, как ждали. Девятый, одиннадцатый и первые классы последнюю неделю будут заниматься в других школах, остальные классы перевели на удаленку. Последний звонок для ребят тоже пройдет не в родной школе, а в тех, где их временно приютили.
Но даже в чужих стенах ребята из 175-й гимназии не смогут забыть тот кошмар, что с ними происходил. А еще своих учителей, которые повели себя как герои.
Дети любят супергероев: ярких, классных и совсем не настоящих. Они носят пестрые костюмы, с легкостью спасают чужие жизни и всегда выходят сухими из воды.
Теперь казанские школьники называют супергероями обычных своих учителей.
Символом учительского героизма для всей страны стала 26-летняя Эльвира Игнатьева. Яркая, молодая. Билборды с ее портретами украсили улицы многих городов.
Близкие Игнатьевой вспоминают, что она была невероятно увлечена работой и всегда находила контакт с детьми любого возраста. До глубокой ночи в соцсетях они могли ей задавать вопросы.
— Ценой собственной жизни она спасла жизнь ребенку. Дружила с парнем, уже собиралась замуж — и случилось такое, — рассказывает Люция Айбушева, близкая подруга Эльвиры. — Сердце кровью обливается, когда вижу, какое горе пришло в их семью. Мы работаем с ее мамой в одном коллективе, она тоже учительница. Сейчас она очень плохо себя чувствует, держится только на лекарствах. У Эльвиры полголовы не было. Пусть этот подонок поскорее исчезнет с лица земли.
Друзья и родные говорят, что Эльвира мечтала доработать до конца учебного года полторы недели и уйти из школы, сдать на права, поискать себя на другом поприще. «Пожить для себя», — говорила девушка. Но пожить не получилось...
Педагог начальных классов Венера Айзатова точно так же спрятала за собой школьников. Она выросла в многодетной деревенской семье, получила педагогическое образование и всю жизнь посвятила детям. Говорят, все последние годы она практически жила в школе: постоянно занималась с учениками. Даже летом с ними не расставалась — на каникулах организовывала летний отдых и участвовала во всех мероприятиях. На ее похороны пришли сотни людей — многие приехали из других городов.
— Детей любила маленьких. Она по этому профилю институт окончила, — рассказывал старший брат Айзатовой Рифкат Айбазов. — Она в последние годы безвылазно сидела [в школе]. Можно сказать, жила там. В этом году — уж точно я знаю. Любила школу, детей любила. И дети тоже очень любили ее. Рассказывали, что она вышла в коридор навстречу этому человеку, этому нарушителю, террористу, закрыла своей грудью ребят.
Ученик Айзатовой Никита стал очевидцем произошедшего.
— Я видел, как дети прыгали с крыши. Слышал выстрелы. Учительница была очень хорошим человеком, с ней было здорово заниматься, — рассказывает мальчик.
Муллунар Мустафин в последние годы числился специалистом по обслуживанию здания, а попросту был подсобным работником: содержал школу в порядке и смотрел, чтобы всё было исправно. Но до выхода на пенсию Мустафин всю жизнь проработал учителем математики после Казанского пединститута — более того, в 80-х годах сам построил школу в деревне Ярмышево и стал ее директором. Его жена, его единственная любовь всей жизни Альфия Мустафина бок о бок работала с ним в школе.
Галявиев выстрелил в Мустафина практически в упор — от ранения Муллунар впал в глубокую кому, однако смог выжить и сейчас понемногу приходит себя. Его перевели в столичную больницу.
— Муллунар Тагирович всегда помогал нам. Там подкрутить лампочку, тут починить кран. Всегда и везде был полезен, — говорит учительница химии Зульфира Нуриева. — Тоже повел себя как настоящий герой.
Жена Мустафина Альфия тоже работает учителем в школе № 175.
— Он видел, как стрелок направил оружие на девочку. Постарался не пустить его, — рассказывает женщина. — Пошел прямо под пули.
Альфия Мустафина полгода была классной руководительницей Ильназа Галявиева. Вспоминает убийцу как спокойного и скромного юношу и удивляется, как и почему он пошел на такой поступок. И семья у него была очень хорошая, брат. Что произошло с этим бывшим учеником школы?
Вахтер школы, она же гардеробщица Тазкира Ахмадуллина при виде стрелка, зашедшего в школу с дробовиком, тут же нажала тревожную кнопку: именно благодаря этому по всем службам разлетелось сообщение о том, что случилась беда; женщина успела спрятаться под стол, из-за чего стрелок ее не заметил. Директор Амина Валеева тоже отреагировала оперативно — сообщила по громкой связи, чтобы никто не выходил из кабинетов.
Галявиев убивал без разбора: просто наводил дробовик на первых попавшихся людей и спускал курок. Людям, кроме двух взрослых учительниц, не было и четырнадцати лет.
Детей защищали учителя: они успокаивали их, прятали в классах и помогали выбраться из окон. Многие выжившие школьники вспоминают, как учителя физкультуры вытаскивали и передавали одного за другим детей, после чего кричали им: «Бегите!» — и те неслись прочь через футбольное поле.
Мне рассказывали дети, как одна из молодых учительниц помогала школьникам выбраться, а после упала прямо в кучу разбитых стекол: ей удалось выжить.
Другая прятала детей в кабинете и говорила сидеть тихо, чтобы убийца их не услышал.
Третья координировала действия школьников, чтобы они быстрее вышли из полуразрушенного здания.
Старшеклассники хватали детей на руки и относили в безопасное место. Ребята помладше помогали друг другу встать и держались за руки, когда бежали из школы.
Благодаря Эльвире Игнатьевой, Венере Айзатовой, Роману Гузенфельду, Алле Пономарёвой, Зульфие Нуриевой, Амине Валеевой, Тазкире Ахмадуллиной и многим другим дети остались живы.
Учителя и сотрудники гимназии, а это, предположительно, будут Амина Валеева, Тазкира Ахмадуллина и Муллунар Мустафин, получат государственные награды. Впрочем, даже без наград имена каждого из педагогов и сотрудников гимназии уже вписаны в историю и останутся в ней навсегда.
Родители отдельно просят наградить Эльмиру Фаритовну Халиулину, которая получила удар выбитой взрывом дверью, но смогла эвакуировать 29 детей, а также учителей Руслана Александровича Смелова и Даниила Федоровича Лекомцева.
Пострадавшим в трагедии школьникам дадут дополнительные полтора часа для сдачи каждой дисциплины ОГЭ и ЕГЭ. Но вряд ли это кого-то радует...